Социолог: «У участников исследования нет уверенности, что их ответы не отследят»
Геннадий Коршунов — о том, что не так в государственном социсследовании.
Геннадий Коршунов. Фото journalby.com
На минувшей неделе Александр Лукашенко рассказал о масштабном социологическом исследовании. Правитель подчеркнул, что согласно опросу, общество очень изменилось после прошлого года.
Филин попросил бывшего директора Института социологии НАН Геннадия Коршунова прокомментировать социсследование, проведенное властями.
— Любое научное исследование представляет собой модель общества. Для того, чтобы смоделировать такую сложную систему, как страна и ее мнение в целом, необходимо следовать очень строгим научным правилам.
Их смысл заключается в том, чтобы теоретически любой человек мог выразить свое мнение. Для этого, собственно, и делаются, например, телефонные опросы, потому что телефоны есть, фактически, у всех.
Самый лучший метод — это опрос на улице, там ходят все и теоретически каждый может попасть в выборку и высказать свое мнение.
Когда же опрос проводится по рабочим коллективам, как показывает практика, обычно выбираются именно большие коллективы на производствах или в бюджетной сфере. То есть из исследования выпадает как минимум половина тех, кто работает на частный бизнес, индивидуальным предпринимателем и так далее.
При таком подходе получается, что максимум — это мнение части людей, которые работают на производстве и в бюджетной сфере. Это первый момент.
Второй — при таких групповых опросах очень сложно говорить о возможности честно высказать свое мнение.
Потому что, как мы знаем, такого рода опросы обычно организуют заместители по идеологии, представители официальных профсоюзов либо вообще руководство. И перед тем, как дать людям анкеты, происходит определенный инструктаж.
Плюс, у участников исследования нет уверенности, что их ответы не отследят. Например, по почерку, цвету ручек и тому подобное. То есть нарушается принцип анонимности.
Исходя из этого, очень сложно серьезно относиться к данным, которые получены методом групповых опросов по производственным и бюджетным организациям, — заключает социолог.
Читайте еще
Избранное