Шрайбман: «В стране останутся лишь бизнесы, которые не могут уехать, либо те компании, которые будут иметь гарантии от Лукашенко»

Политический обозреватель — о «покаянных» видео с топами западных компаний и о возможности политически мотивированной национализации А1.

По мнению Артема Шрайбмана, публикуя «покаянные» видео, власти пытаются унизить и показать свое доминирование над поверженным врагом, а также запугать тех, кто смотрит эти видео.

— При этом ГУБОПиК вряд ли думает о бизнес-климате в Беларуси и том, как влияют на него такие «покаянные» видео с топами международных компаний, — заявил аналитик в эфире Выборы видишь?

Политолог полагает, что эффект от таких видео идет на спад.

— Во-первых, у них не такая большая аудитория: мало кто полезет на провластные телеграм-каналы специально для того, чтобы посмотреть, как очередного человека заставили написать это признание, а независимые СМИ такие видео по принципиальным соображениям не публикуют.

А во-вторых, люди уже привыкли к таким видео и понимают, что они записаны под давлением, и соответственно, никто не верит тому, что люди искренне признаются в каких-то правонарушениях и грехах, в которых они вынуждены признаваться на этих видео.

В то же время, отмечает Шрайбман, такие видео могут ускорить принятие какими-то топ-менеджерами решения о переезде.

Эксперт не исключает, что белорусские власти могут национализировать А1 или каким-то другим способом получить контроль над компанией.

—  Если раньше австрийское происхождение крупного бизнеса было какой-то гарантией от преследования, каким-то амулетом, то сегодня оно может сыграть и обратную роль.

Австрия не оправдала надежды Лукашенко, поддержав санкции ЕС, а недавно даже дала площадку для проведения большой оппозиционной конференции. Идти на поблажки бизнесу только потому, что он австрийский, власть теперь точно не будет.

Шрайбман полагает, что при этом не обязательно идти сразу на национализацию А1, и власти могут попробовать ее «нормализовать».

— Уже очевидно, что на компанию будет какой-то наезд в виде государственных проверок. По итогам этих жестких разговоров с силовиками могут последовать требования о продаже части бизнеса или об увольнении всех политически нелояльных, или, например, о том, чтобы ввести в руководство компании надежных для власти людей, может быть, с бэкграундом в спецслужбах.

По мнению аналитика, если топ-менеджмент компании примет все условия, бизнесу позволят существовать дальше. В случае отказа от национализации А1 вряд ли убережется.

— Но такой прецедент — политически мотивированная национализация крупной международной компании — наверняка повлечет за собой бегство капитала. В стране останутся лишь бизнесы, которые не могут уехать, потому что привязаны своими станками заводами и цехами к земле, либо те компании, которые будут иметь гарантии от Лукашенко, либо будут думать, что они имеют такие гарантии, — заключает Артем Шрайбман.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.4(56)