Шрайбман: «Ситуацию с эмиграцией, в которой оказались, мы имеем шанс очень хорошо капитализировать в будущем»

Политический аналитик — о вызовах и новых возможностях.

— Не обязательно, что все беларусы, которые останутся в эмиграции из-за детей или по другой причине, не захотят в ситуации освобождения Беларуси иметь присутствие на две страны, особенно с точки зрения бизнеса, — высказал мнение Артем Шрайбман на канале Часики тикают. — И наличие такого большого присутствия бизнеса с беларускими корнями за рубежом в Беларуси после Лукашенко может дать возможность довольно быстро интегрировать беларускую экономику в мировую.

Потому что будут связи, бизнес-контакты, будут люди уже с европейскими, западными практиками, значительная часть которых может увидеть бизнес-возможности дома, так как они все еще знают домашний контекст.

Артем Шрайбман

А кто-то, возможно, и из патриотических соображений захочет восстанавливать что-то свое. И таких людей тоже может быть много в будущем.

Которые будут думать, да, я уже полностью полонизировался или германизировался, но мне хочется купить Палац где-нибудь в Россонах или построить, например, сеть заправок дома, чтобы там работало все, как надо, а не как на Лукойле.

Шрайбман считает, что вынужденную стрессовую ситуацию, в которой оказались в эмиграции беларусы, не стоит рассматривать только с точки зрения большой трагедии, которой она, безусловно, является.  

— Наша диаспора в значительной степени была изгнана из страны против своей воли, не планируя этого еще пять лет назад.

Но эту ситуацию, в которой мы оказались, этот ресурс как нация мы имеем шанс очень хорошо капитализировать в будущем.

Вижу, что для многих эмиграция стала важным толчком к личному саморазвитию, к тому, чтобы преодолевать трудности и, соответственно, выходить на некие новые уровни построения своих бизнесов или просто своих жизненных траекторий.

Люди поняли, что они способны на большее, чем были способны, не окажись они в такой ситуации. Это стало вызовом, который не сломал, а, наоборот, многих закалил.

И в этом смысле мы получили целый класс людей, которых этот опыт сделал намного большим потенциалом, в том числе и для будущего беларуского народа.

Допустим, уехавшие бизнесмены, которые смогли сохранить свой бизнес, стали творцами, созидателями в кубе.  

С точки зрения качества человеческого материала, мне кажется, что миграция, вот такая вынужденная, не сломала этих полмиллиона человек.

Конечно, есть личные истории, но большинство все-таки не ушли в какую-то социальную деградацию, а, наоборот, шагнули вперед, и в саморазвитии, и в развитии своих бизнесов.

И для будущей Беларуси это может оказаться той возможностью, которой бы у нее без этого не было. Но благодаря этому вызову может появиться какое-то количество достижений, которых без вынужденного выхода из зоны комфорта могло и не быть.

Вынужденная эмиграция — это большая трагедия и огромный стресс, но как любой стресс он выковывает из себя по принципу как закалялась сталь.

Вот из нации тоже он выковывает эту сталь, — уверен Шрайбман.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.7(38)