Общество

Ирина Морозова

Шопинг в Минске: «Скидок нет? А зачем тогда мы пришли?»

Посмотрели, можно ли сэкономить в столичных универмагах.

Зарплаты белорусов, особенно бюджетников, не растут – в отличие от расходов. Раньше можно было существенно сэкономить в «дни скидок» в государственных магазинах. Мы не поленились и проверили: год назад в списке, ежемесячно публикуемом Главным управлением потребительского рынка Мингорисполкома, скидки достигали 35%. Сейчас подобную щедрость демонстрирует только ГУМ, да и то всего несколько дней в месяц.

Как повлияла подобная экономия на покупательский спрос? «Салідарнасць» заглянула в несколько крупных универмагов столицы и убедилась: белорусы умеют считать деньги.

«На Немиге». Чужие здесь не ходят

Торговый дом «На Немиге» встречает посетителей предупреждением о скользкой лестнице и обещаниями 25% скидок на непродовольственные товары, но только если те дороже 5 рублей и только для держателей дисконтных карт.

После праздничного ажиотажа отделы косметики и парфюмерии, чулочно-носочный, кожгалантерейный словно вымерли, а в сувенирном закутке вообще пусто. Огромный отдел мужской одежды на первый взгляд тоже кажется пустым – кроме деловитых продавцов и безразличных манекенов, тут бродит всего одна, и то, похоже, случайная покупательница. Впрочем, возможно, счастливые обладатели дисконтных карт, в отличие от нас, работают в поте лица и придут делать покупки попозже.

Кстати, именно здесь при внимательном изучении ассортимента обнаруживается революционный по нынешним временам спортивный костюм с принтами разорванных цепей и словом «freedom».

Костюм отечественного, между прочим, производства. Правда, цена – свыше 100 рублей (с максимальной скидкой чуть более 75) – устроит далеко не каждого.

Тем удивительнее обнаружить в детском отделе распродающиеся с 2019 года остатки промопродукции Европейских игр – неужели кто-то всерьез думает, что спустя два года можно ставить на синтетические костюмчики цену более 160 рублей, вешать значок «Скидки» и ждать наплыва покупателей? Пустой и тихий отдел как бы намекает, что такие мысли неконструктивны.

Чуть живее картинка становится этажом выше, в женском отделе: одни придирчиво выбирают нужные вещи, другие, праздно гуляющие, как и мы, шушукаются «смотри-смотри!», обратив внимание на развешенное «по БЧБ-схеме» белье.

А вот внизу, в цепочке «магазинов в магазине» на первом этаже, вновь уныло. В  хозяйственно-бытовом отделе пожилые женщины выбирают всевозможные пластиковые емкости на дачу и удрученно охают, как упаковка туалетной бумаги в 8 рулонов может стоить 15 рублей (напомним, туалетная бумага входит в перечень товаров, которым Совмин запретил дорожать).

В отделе бытовой техники пусто, лишь продавец-консультант смотрит на экранах телевизоров сразу 4 футбольных матча, 3 блока рекламы и один новостной выпуск.

Приятно удивляет разве что продовольственный отдел: он маленький и опять же полупустой, зато здесь очень много белорусских продуктов, в частности, сладостей, которыми не стыдно угостить друзей – от «той самой» клюквы в сахаре до, например, конфитюра из тыквы с апельсином и лимоном, «экстремистской» бело-красно-белой пастилы или зефирно-желейных конфет с разными вкусами.

…Кстати, помните, год назад в марте маски сложно было найти даже в аптеках? Сейчас маска – обязательный атрибут, без которого вас не обслужат в госмагазине, а подобного дефицита нет от слова вообще.

Почти в каждом отделе возле касс разложены и маски (от 99 копеек самые простые, из тонкого хлопка, до 3-5 рублей многослойные, цветные, с вышивкой), антисептические гели и спреи для рук.

ГУМ. Безликая весна

Парадный вход в столичный ГУМ – а историческому зданию по проекту архитекторов Льва Мелеги и Романа Гегарта, между прочим, в этом году стукнет 60 лет – встречает сразу двумя госфлагами, объявлением о 20%-ной скидке и весенней капелью откуда-то с крыши.

А вот витрины, которые раньше сами по себе были произведением стрит-арта, в этом году никакие. Вернее, точно такие же, как прошлой осенью. Белые манекены просто сидят и стоят за стеклом на фоне гигантских цветных оригами – розово-желтых, зеленых, сине-оранжевых. То ли оформители ГУМа так представляют себе весну, то ли дизайнеров поголовно уволили.

В торговых залах гораздо оживленнее, чем в предыдущем универмаге – возможно, сказывается близость центрального проспекта.

 – Посмотри, – огорченно шепчет подруге молодая девушка в галантерейном отделе, – я осенью такие же перчатки, с «пальчиком» для смартфона не успела купить. Тогда они стоили 26 рублей. А сейчас – 32, некоторые даже 35. То есть купить их сейчас со скидкой будет дороже, чем осенью.

– Ну что ты хотела, вообще все дорожает. Вон посмотри на носки белорусские, раньше за рубль с копейками можно было найти, теперь меньше 2 рублей – только если на раз надеть и сразу выкинуть.

Следом за девушками невольно разворачиваемся к носкам, обнаруживаем образчики удивительного патриотизма и чувства юмора – к примеру, носки с принтом «ГОСТовской» сгущенки не желаете? А напоминание о том, что карма приближается?

Возле витрины с поделками из лозы и льна нерешительно топчутся несколько китайских студентов. Благодаря им, кстати, замечаем удивительное однообразие того, что видят туристы в качестве «сувенирной продукции».

Плетеные и клееные куколки отличаются одна от другой разве что размерами и названиями: «Синеглазка», «Весялушка», «Дуняша», «Юлька», «Надзейка», «Принцесса»… В общем, нисколько не удивительно, что студенты уходят без покупок.

ЦУМ. За спрос денег не берут

На дверях Центрального универмага, помимо режима работы – таблица скидок на месяц. Во вторник, увы, шопоголикам особо выгодных покупок не светит. И витрины здесь, кажется, еще более скучные, чем в ГУМе. Видимо, руководство сделало оргвыводы из прошлогоднего скандала, когда из списка желаний забавных новогодних персонажей бдительные граждане убрали слово «свобода». Так что теперь никаких милых персонажей в витринах нет, как нет хоть капли душевности – лишь те же безликие манекены.

Проходимся сверху вниз – с последнего, пятого этажа. Тут дачных дел мастера не без труда находят садовый уголок и увлеченно перебирают семена, черенки, всевозможные подкормки и перчатки веселых расцветок.

Традиционно много покупателей и в отделе с нитками, пуговицами, ленточками, тесьмой и прочими товарами для рукоделия. «Тут же скидок нет, зачем мы пришли?» – недовольно бурчит в адрес жены мужчина средних лет. Та терпеливо объясняет, что со скидками на метражные товары почти всегда напряженка. – «Зато мы, наконец, выберем тебе молнию в куртку и по цвету и по длине, а то в ремонт отдавать слишком дорого!».

...Приятельница просит по телефону:

– Прошлым летом как раз в ЦУМе покупала пододеяльник «Родныя словы», наш, белорусский, классный такой – а наволочек нигде не могу найти. Может, удастся купить?

Ни с первого, ни со второго взгляда искомое на полках не находится. Продавщица понимающе кивает:

– Да, помню эту серию, ее и сейчас иногда спрашивают, но у нас давно не было. По-моему, вообще сняли с производства. Если вам нужно что-то с национальным колоритом, посмотрите лучше столовое белье – рушники, полотенца, салфетки.

Что и говорить – «колорит» тут действительно есть: вот наборы оршанских льняных полотенец с достопримечательностями каждого региона, вот полотенца из небеленого льна, вот салфетка с видом Национальной библиотеки. А вот такого, что захотелось бы немедленно купить и украсить дом или подарить друзьям, что-то не находится.

Впрочем, имеющий глаза да увидит, имеющий упорство что-нибудь да отыщет. В детском отделе две капризные модницы, на вид десяти с лишним лет, также полны пессимистичного настроения и отбраковывают все, что предлагает им замученная мать. Но потом вдруг сменяют гнев на милость и с радостными восклицаниями «Вот, мама, это – модно!» подбирают себе обновки – не удивляйтесь, от белорусского производителя. Наш выбор – черную майку с QR-кодом и принтом автографа Якуба Коласа – тоже одобряют.

На первом этаже, где собрано множество отделов, от канцелярских товаров до посуды, от часов до косметики и от продуктов до музыкальных инструментов, также многолюдно – впрочем, и время уже к обеду. Многие ничего не покупают, лишь присматриваются и фотографируют, чтобы не забыть, нужные ценники.

«Да не буду я брать эту кастрюлю! – увещевает невидимого собеседника пожилой мужчина. – Нет, не разберут по такой цене. Завтра скидки 25%, вот завтра придем и вместе купим».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(34)