Шендерович: «Самое время сейчас сделать несколько шагов от края»

Российский публицист — о том, почему матушку Клио не интересуют подробности.

— Историю не интересуют подробности, — пишет Виктор Шендерович. — Она довольно безэмоциональная дама, общая наша матушка Клио. Из нее не выжмет слезу драма отдельного человека — она видела и гибель целых народов, и еще увидит, увы.

А интересует ее в практическом отношении, применительно к будущей судьбе народа (империи, цивилизации), в их критические минуты на краю обрыва, только одно: местонахождение центра тяжести.

Навернется — не навернется? Бог его ведает, на краю-то. Как сложится. А истории, повторяю, все равно. Она не нанималась за нами следить. Ей что филистимляне, что вестготы — в одну цену. Ее дело — обеспечивать причинно-следственные связи. Не убереглись, вышла проекция центра тяжести за площадь опоры — значит, пора.

Ваш ваучер — ваш выбор, если кто помнит.

Ах, вы это не выбирали? Ах, оно само? Так оно везде само. Везде, где нации отказывает инстинкт самосохранения. Где люди отказываются — или уже не в состоянии — собраться с силами, чтобы переместить центр тяжести подальше от края.

И вот еще что надо ясно понимать — если это случится, это случится СО ВСЕМИ. Ну то есть, со всем этим народом (империей, цивилизацией), разом. И как назло, внутри в этот момент может быть и Томас Манн, и отличное пиво, и Гегель в анамнезе, и уйма еще всего хорошего и прекрасного, но центр административной тяжести окажется однажды в районе Геббельса, и ага.

Кранты.

Всей нации кранты, повторяю.

Каким именно образом они наступят? Тут гадать не надо — у матушки Клио на этот счет уйма способов привести приговор в исполнение, и жанровый набор на любой вкус, бомбометание совсем необязательно. Можно как в Сомали — путем гражданской войны и распада.

Можно как в Туркменистане, — просто, тихо и организованно сойти на нет всем народом. А можно довести до обрушения радостно, как в России — отказавшись учить уроки и громко перданув напоследок на цивилизованный мир…

И вот что обидно (см. выше про Томаса Манна и Гегеля) — внутри в этот проклятый исторический момент может быть уйма всего прекрасного — от прогрессивной банковской системы до вундеркиндов-музыкантов, и Лев Толстой в анамнезе… Но административный центр тяжести окажется в районе обезумевшей братвы, и ага.

Самое время сейчас сделать несколько шагов от края, дорогие сограждане. Вот прямо сейчас.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(42)