Экономика

Шантаж «Газпрома» и «черное небо» Красноярска

Эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич ответил на пропагандистский ролик «Газпрома» о «долгой холодной зиме» в Европе.

– Такой себе намёк на возможное отсутствие поставок газа потребителям в ЕС, – пишет Тышкевич. – Проиллюстрировал кадрами из... Красноярска. То, то этот город (как и весь Красноярский край) не газифицирован, уже отметили ряд сетевых ресурсов.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не несколько фактов. Губернатор Красноярского Края Александр Усс на Петербургском экономическом форуме (том самом с Токаевым как гостем) говорил о проблеме газификации региона. В качестве проектов (!) назвал ожидание (!) прокладки газопровода «Сила Сибири 2» через территорию региона либо прокладку магистрального газопровода из соседней Кемеровской области.

Но второй вариант посчитал нереальным, поскольку его стоимость оценена в 100 млрд российских рублей.

И тут чёрт меня дёрнул полезть в статистику «Газпрома». Чистая прибыль корпорации (государственной корпорации) за 2021 год составила 2,093 триллиона российских рублей.

То есть государственная компания может построить инфраструктуру подачи газа в область – читай выполнить функции государства – потратив на это 1/20 часть своей чистой прибыли за 2021 год. И на этом, кстати, заработать, продавая газ потребителям.

С другой стороны, в Красноярском крае есть свои газовые и нефтегазовые местороджения (на севере). Оператор – «Роснефть» Сечина. Как вы понимаете, этот газ идёт на экспорт, не попадая потребителям региона, в котором добывается.

Сама же область имеет стратегическое значение. Если отбросить металлургический комплекс, беря только полезные ископаемые, то это уран, свинец (42% российских запасов), графит, апатит (21% российских запасов), аллюминиевые руды.

То есть назвать регион «депрессивным», «экономически не выгодным», «не перспективным» никак не получается – скорее наоборот.

Аналогичная ситуация (чуть лучше) в соседней Иркутской области. Первая программа газификации была подписана в 2004 году. Реализована? Нет – заморожена. На фоне роста добычи Газпрома и роста реализации газа внешним потребителям. Соответственно, роста прибылей. При этом в области разведаны извлекаемые запасы газа в объёмах более 3 триллионов кубометров.

Газ добывается Газпромом и... преимущественно идёт на экспорт. Уровень «газификации» существенно ниже среднероссийского. Люди? Они подождут.

Ради справедливости, стоит отметить, что в 2021 году региональные власти подписали новую программу газификации с Газпромом. Рассчината на 2021 – 2025 годы.  Планы «колоссальные»: подать газ в 28 котельных, 11 тысяч домохозяйств. Это не на месяц, не на год. Это на пять (!) лет. Кстати, Иркутская область – один из промышленных центров РФ. В том числе в стратегических отраслях.

Но вернёмся к Красноярскому краю.

«Газпром» пугает жителей ЕС видео заснеженного Красноярска. Но лукавит. Белый снег, морозный туман в городе бывают не часто. Зато региональные власти официально ввели термин «чёрное небо» – дни, когда гражданам города не стоит выходить на улицу по причине загрязнения воздуха.

Почему грязный воздух?  Промышленность, бездумная застройка – естественно. Но ещё и отопление. Зимой работает множество мелких котелен с невысокими трубами. Топят чем придётся – ведь в подачу газа даже местные оптимисты не верят. Ветра нет – чёрное небо.

То, что население от этого долго не живёт, для «Газпрома» (как и для российского руководства) не является проблемой – не живут долго – пенсии платить не надо. А потратить деньги проведя газ и решив проблему «чёрного неба» нецелесообразно.

Кстати, в ответ на жалобы местных жителей на чёрное небо мэр Красноярска Сергей Еремин предложил ... выбрать название для уличного пылесоса! (это не шутка!)

Поэтому кейс Красноярска является наилучшей демонстрацией того, что такое человек для российского государства. И лучшей иллюстрацией того, почему от русского мира надо держаться подальше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(64)