Романчук: «Нет сомнений в ускорении устойчивого тренда Беларуси на приближение страны к стандартам Африки и бедной Азии»

Экономист считает новые правила ординатуры для врачей крепостным правом и объясняет, к каким последствиям они приведут.

Напомним, в новой редакции закона «О здравоохранении» изменились правила ординатуры для врачей —  увеличена отработка до пяти лет и введены огромные штрафы за отказ от распределения.

— Реформа здравоохранения по-белорусски в рамках матрицы Совок/Госплан. Не хватает врачей — заставить их отрабатывать, — пишет Ярослав Романчук. — Как заставить? Через ординатуру. Обязательный срок отработки — 5-7 лет. Фиксированная зарплата. Условия работы не обсуждаются. Полная зависимость от Минздрава. Он превратился в прото-силовую структуру по обеспечению медицинскими кадрами.

По мнению экономиста, последствия для страны разрушительны: отток кадров из сектора здравоохранения, снижение качества медицинских услуг, рост рисков ошибок в диагностике и лечении, дефицит высокопрофессиональных кадров и качественных лекарств.

— С учётом того, что подобные тенденции происходят в образовании, нет сомнений в ускорении устойчивого тренда Беларуси на приближение страны к стандартам Африки и бедной Азии. Другого пути тоталитарная система не обеспечила ни в одной стране мира.

Ярослав Романчук

В программе Экономика здравого смысла Ярослав Романчук развивает тему:

— Медицина Беларуси потеряет самые высококвалифицированные профессиональные кадры, тех людей, которые в такого рода условиях работать не захотят.

…Чиновничий дух залез на поле профессиональной компетенции врачей. Что можно будет в такой ситуации предсказать? Что будет происходить с теми людьми, которые учатся? Во-первых, количество людей, которые будут заканчивать ординатуру, будет меньше.

Либо введут еще обязательный элемент прохождения ординатуры для того, чтобы иметь право работать или подтверждать свой диплом, потому что чиновничья голь на выдумки хитра. Для того, чтобы сделать полноценные заборы, шлагбаумы на выезд медицинских работников, они могут такое ввести.

Студенты будут думать: «А зачем мне вообще доучиваться в таком режиме, где я буду вынужден работать там, где нет никаких условий для нормальной жизни, и зарплата 300-400 долларов, когда я могу получить в 10 раз больше в соседних странах?»

Поэтому количество студентов, которые захотят учить медицину, фармацевтику в Европейском союзе из Беларуси, радикально увеличится — даже за деньги. Будут искать возможности получения кредитов, грантов.

Мы получим совершенно предсказуемый отток студентов из медицинских вузов. И та великолепная белорусская медицинская школа, которая была сформирована и в Гродно, и в Минске, и в Витебске, она просто будет хиреть и исчезать.

Опять-таки мы возвращаемся к теме человеческого капитала, компетенции, которыми мы могли бы не так бездарно распоряжаться, а на которых мы могли бы зарабатывать.

Потому что если бы те же профессора, доктора медицинских наук, специалисты, ученые могли бы зарабатывать в Беларуси, работая в режиме обучения, то тогда бы в нашу страну ездили учиться студенты из разных стран. Это были бы нормальные отношения, рыночная экономика.

Но когда белорусский Шервудский лес хочет закциклиться только на себе, когда чиновники через запреты и принуждение формируют рынок труда медицинских работников, понятное дело, что реакция будет адекватной. Без свободы нет ни науки, ни творчества, ни совершенствования.

Поэтому через медицинскую ординатуру чиновники ставят простую задачу: закрыть бреши на рынке труда медицинских работников. В результате мы получим еще большую деградацию данного сектора, еще больший отток талантов и капитала. Под угрозой стоит существование славной профессиональной медицинской школы Беларуси. Игра стоит свеч? — задает риторический вопрос эксперт.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(35)