Романчук: «Не равняйте курс доллара с тем, который есть сегодня»

Экономист — о том, почему повышение БПМ не спасет бюджетников и пенсионеров.

Средние зарплаты в Беларуси за три месяца упали на 150 долларов. И это только начало года, отмечает экономист Ярослав Романчук, а концу 2022-го в бюджете ожидается небывалая дыра, а количество безработных достигнет полумиллиона человек. Спасет ли Россия верного союзника, или на помощь «старшего брата» режиму рассчитывать не приходится, аналитик рассказал в новом выпуске программы «Экономики здравого смысла».

— Белорусы оказались между молотом и наковальней. Молот — это снижение доходов, наковальня — рост цен, — говорит экономист.

— В марте зарплата в пересчете составила чуть больше $500 в эквиваленте (а если ее «очистить» от налогов, то выходит и того меньше, в среднем $440, и это с учетом Минска, ПВТ, банков…). Напомню, что в декабре она была $650.

И ведь такой доход получает далеко не каждый белорус, и Белстат не может не скрывать резкое сокращение количества занятых в госсекторе и вообще официально занятых в экономике. Работающих все меньше, уезжающих — все больше, так что ситуация с доходами не очень-то хорошая.

При этом власти дали право предприятиям увольнять работников без предупреждения, так же, как отправлять в отпуск — наверное, этим обосновано то, что начали достаточно жестко «щемить» профсоюзы.

Теперь о наковальне. По итогам первого квартала цены выросли более, чем на 15% — но официально высокой инфляции у нас нет, как и низкого курса белорусского рубля, ставшего столь же «деревянным», как и его российский собрат.

Что получается: когда за три месяца у тебя одновременно падает зарплата, а инфляция изымает из привычного набора товаров и услуг 40-50%, ребром встает вопрос: что же делать дальше, где искать источники компенсации доходов или, по крайней мере, защиты от роста цен?

Традиционный инструмент защиты от инфляции для белорусов — покупать доллары. Если получается — покупайте. И не равняйте курс доллара с тем, который есть сегодня, а сравните с тем, что будет к концу 2022 года, когда упадет экспорт, когда будет дыра в бюджете размером в 7 миллиардов долларов, когда у полумиллиона человек не будет работы. Тогда вы вспомните, что отношения с белорусскими банками и вообще с государством нужно иметь по минимуму.

Для тех, кто надеется на «авось пронесет», у экономиста неутешительный прогноз:

— Сколь веревочке ни виться, а на последние 200 лет ни в одной стране мира «совок», Госплан не дали благополучия. Не будет его и в Беларуси.

Да, есть надежда на то, что Россия каким-то образом выручит и даст денег, что появится контрабанда, челноки, валютчики, как в 90-е. Но это не про обыкновенного бюджетника, не про те 4,5 миллиона работников, которые ждут зарплаты, не про 3 миллиона пенсионеров, которые ждут пенсий. У них уровень жизни неизбежно будет становиться меньше.

И повышение с 1 мая бюджета прожиточного минимума говорит о том, что власти боятся роста социального напряжения. Но заметьте, размер БПМ, который установили белорусские власти — это буквально 4$ в день, это черта бедности в Европе. Попробуйте прожить на эти деньги, и поймете, что белорусская модель загнала граждан в ловушку бедности. И выход оттуда — не через экономию, не через бурчание на кухне, а через активную гражданскую позицию и включение в борьбу.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(58)