Романчук: «Держитесь, ребята — в 2022 году вам будет нервно»

Что не так с планами белорусских властей на 2022 год.

В Беларуси утвержден социально-экономический прогноз на следующий год. Однако этот документ вызывает у специалистов ряд вопросов. С какими результатами страна завершает 2021 год и почему не стоит рассчитывать на продолжение «белорусского экономического чуда», проанализировал независимый экономист Ярослав Романчук.

— Белорусские власти продолжают имитировать оптимизм, в котором, как они думают, будет пребывать вся страна в 2022 году, — отмечает аналитик в свежем выпуске Народной экономики. — В текущем году беспрецедентно вырос экспорт, власти сумели сбалансировать бюджет и обеспечить хороший даже по нынешним меркам рост заработной платы.

В следующем году они почему-то посчитали, что будет еще лучше — отсюда прогноз роста ВВП в 2,9%, оптимистичный рост экспорта товаров и услуг (по планам правительства, этот показатель должен увеличиться на 6,3% — С.), инфляция должна упасть до 6%.

Такое ощущение, что белорусские власти рассчитывают получить такую же благоприятную конъюнктуру, которая была у них сейчас, и думают, что санкции не будут работать никогда.

По мнению Ярослава Романчука, менять в госуправлении режим ничего не станет: концерны и холдинги останутся на своих местах, разве что среди чиновников и управленцев появится больше силовиков, привыкших к «решалову»:

— Беларусь погружается в режим схематоза, в котором люди в погонах будут монетиризровать свой статус и то, что они сделали для режима в 2020-21 годах.

Одна из тенденций 2021 года — превращение бизнес-сообщества в своеобразный предпринимательский БРСМ или еще какую-нибудь организацию, которая входит в пул лже-общественных, для того, чтобы представлять интересы власти в определенных инаправлениях. Бизнесмены, по сути дела, оставшиеся, без представительства, будут переживать далеко не самые лучшие времена.

Как ни парадоксально в этой ситуации, белорусские власти задумали улучшить закон об инвестициях — Минэкономики уверено, что делает все для привлечения в страну долгосрочных инвестиций. Хотя я не знаю, как в ситуации обнуления права, доверия бизнеса к власти можно говорить о том, что будут какие-то инвестиции.

Большого притока валюты в страну не будет — более того, если будет жесткая корректировка внешних рынков и заработают санкции, то ждать роста экспорта, запланированного властями, нельзя.

Впрочем, говорит экономист, министерство финансов страны на общем фоне не спешит гнать «план по валу», а демонстрирует скорее сдержанный реализм — рост доходов белорусов запланировали, но с оговоркой, что он будет зависеть от состояния экономики в целом.

— С нашей точки зрения следующий год будет годом рецессии, годом напряжения в денежной сфере, дефицита бюджета и проедания всего того, что было совершенно неожиданно получено властями в 2021 году. «Совок» еще больше приблизится к тупику.

Темпы инфляции власти предписали удержать на уровне 6%, хотя в нынешнем году этот показатель провалили почти вдвое. И здесь Нацбанк Беларуси, говорит Ярослав Романчук, стоит перед очень непростой задачей: с одной стороны, обеспечить кредитование и не снижать экономический рост, с другой — сохранить ценовую стабильность, не допустить накопления токсичных активов в банковской системе.

— Выполнить все это «в одном флаконе» крайне сложно. И если что-то случится с белорусским рублем, если просядет экспорт — а скорее всего, так и будет, — то белорусы, которые до сих пор думают, что можно зарабатывать на банковских депозитах, поменяют свою точку зрения.

Около 25% населения продолжают доверять белорусским банкам и хранить там свои деньги. Держитесь, ребята — в 2022 году вам будет нервно, потому что количество рисков и вызовов для банковской системы будет недюжинное, — предупреждает экономист. — Я не верю в то, что белорусские власти выйдут на инфляцию 6% при сохранении текущей политики. Скорее, инфляция будет еще выше, чем сейчас, около 15%, а ценовой стабильности нам не видать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(59)