Филин

Виктория Захарова

Психолог Янчук: «Жизнь заставит шевелиться»

Почему каждый ответственен за общее завтра, и какие несколько вещей надо помнить.

На скорое завершение войны рассчитывали многие не только в Москве, но и в Минске. Но если правители делают вид, что все происходит «в соответствии с планом», именно так, как и было задумано, то до граждан стран-соагрессоров понемногу доходит, что война идет уже четвертый месяц, и конца-края ей не видно. Заметно снижение активности, в том числе в соцсетях — люди словно чего-то ждут.

Филин поговорил с профессором, доктором психологии Владимиром Янчуком о том, почему не получится  дистанцироваться от войны, о критической массе для перемен и ответственности каждого за общее завтра.

Затишье — перед бурей?

— Все время находиться в состоянии активности — очень энергозатратно, — говорит профессор Владимир Янчук. — А наша культура специфическая — с темпоральностью у нас не очень, мы рассчитываем на быстрый результат, а не рассматриваем на глобальную перспективу. Это японец или китаец планирует на долгое время вперед и шаг за шагом продвигается к цели. А мы, если нет скоротечного результата, начинаем терять интерес.

Это связано еще с одной особенностью, которая сегодня становится очевидной: активность белорусов носит краткосрочный характер. Если что-то быстро получается, тогда нам это интересно, а если нет — включаются механизмы психологической защиты, и мы выстраиваем информационную капсулу, уходя сами в себя и ожидая развития событий, находясь в позиции пассивного созерцателя.

Те же украинцы за прошедшие три месяца стали другими, потому что они активно строят свое будущее и в прямом смысле сражаются за него. Мы, увы, в большинстве своем сражаться не стремимся, по-прежнему надеясь на то, что все само собой упорядочится, поэтому многие выбирают самый, так скажем, экономичный для себя способ взаимодействия с реальностью в виде пассивного созерцания. И если радикальных эпизодов, будящих эмоции, не происходит, то человек из своей капсулы и не выходит.

Взбудоражить заснувший улей, эмоционально встряхнуть белорусов, говорит психолог, сейчас весьма непросто: люди привыкли к тому, что идет война, к репрессиям, к жертвам. Спад активности заметен как внутри страны, так и в диаспорах, и среди тех белорусов, кто бежал от режима.

— Каждый сам выбирает: либо адаптироваться к реальности, либо продолжать активность. Я бы рекомендовал второе, — говорит психолог. — Нужно завершить схему быстрой реакции и ждать накопления критической массы событий, эмоционального возмущения в связи с асоциальностью происходящего, которое приведет к новому взрыву.

Да, пока — пауза, но это не говорит о том, что активность нужно прекращать. Надо создавать основания для новой критической точки, эмоционального предела, когда люди, живущие здесь и сейчас, придут к выводу, что так жить нельзя, когда ложь царствует, а зло побеждает добро.

Если пауза затянется — белорусы опять «впадут в спячку»?

— Психологическая защита — уход в болото, период «зимней спячки» — все время будет сталкиваться с тем, что жизнь, в отличие от конкретного гражданина, не спит. И эта динамика будет развиваться все более быстро, — отмечает Владимир Янчук. — Мы уже начали сталкиваться с дефицитом товаров, с ростом цен, с нарушением приличного дотоле регламента графика труда и отдыха — причем летом это становится особенно заметно.

Вот прозвучала недавно любопытная цифра: цены в белорусских санаториях в два раза ниже мировых. Но при этом цены стали настолько «кусачими», что рядовой гражданин, который стал меньше зарабатывать, вдруг обнаружит, что санаторий ему недоступен. И продукты, которые он покупал, оказываются очень дороги.

И это начнет его «царапать», теребить эмоциональное сознание. У него возникнут вопросы: а где же обещанная правительством стабильность?

Поэтому, подчеркивает эксперт, ситуация далека от апатии и безысходности — жизнь будет корректировать любые планы отсидеться на болоте. А чтобы предупредить о масштабах грядущих неприятностей, нужно обсуждать с людьми уже наступившие насущные проблемы, от которых уйти или спрятаться не удастся при всем желании. И показывать, как война в Украине связана с белорусскими реалиями: растущей безработицей, падением реальных доходов, дефицитом товаров, исчезновение лекарств, импортных протезов, запчастей.

Нужно объяснять, почему это происходит: не из-за внешних врагов, как это стремится навязать пропаганда, и не из-за некоего невезения, а потому, что это результат сознательного выбора людей, управляющих государством, ставящих удержание власти выше интересов благосостояния народа. И что последствия выбора будут ощутимы абсолютно для всех.

Ресурсы нового протеста

В 2020-м году протестное движение активно поддерживали люди с хорошим образованием и доходами выше среднего — врачи, IT-специалисты, предприниматели, — не случайно силовики в «покаянных видео» часто делают упор на зарплаты оппонентов режима и упирают на «чего вам не хватало».

Теперь недовольство спровоцируют пустые кастрюли и холодильники?

— Недовольство будет накапливаться практически у всех, — считает психолог. — Те же пенсионеры начинают считать деньги и понимают, сколь многое не могут себе позволить. А культура дач, сельхозпроизводства, во-первых, уже утеряна, во-вторых, запросы изменились.

Попробовав другого качества жизни, возвращаться в старое не очень хочется, даже при внешнем давлении. Если раньше человек довольствовался солениями да картошкой, теперь-то он привык к другому.

Даже наиболее консервативная среда — образовательная — начинает сталкиваться с проблемами. И они также будут накапливаться. В отечественные ВУЗы будет поступать меньше людей, и мы начнем сталкиваться с тем, что образование-то у нас не очень, результаты не больно-то удовлетворяют.

Стремление к получению качественного образования, гарантирующего соответствующее качество жизни, приведет к пониманию того, что имитация такового, имеющая место в отечественной системе образования, является пустой тратой денег, не гарантирующей обретение квалификации, соответствующей принятым в мире стандартам.

Как следствие, получаемые государственные сертификаты о наличии оного, потребуют нострификации со всеми вытекающими издержками, в том числе и материальными. Я уже не говорю о том, что отсутствие квалифицированных специалистов самым непосредственным образом отразится на конкурентоспособности отечественной продукции. Но власть об этом не думает, живет сегодняшним днем. А завтра хоть потоп.

Словом, социальная база будет расти. И если раньше у власть предержащих имелся ресурс затыкания дырок в экономике, скажем, в виде поддержки госпредприятий за счет бонусов от нефтяного, газового, калийного экспорта — ныне этих ресурсов нет, и латать дыры нечем. И у соседа, традиционного спонсора и во многом виновника сложившейся ситуации, также начались проблемы: война — дело дорогое.

При этом у нас нет такого ура-патриотизма, как у россиян, нет привычки бороться за то, что велит вождь и защищать идеи имперского воссоздания прошлого величия. Но прошлое тянет вниз, а отнюдь не обеспечивает прогрессивное развитие, в коем мы будем уступать все больше и больше.

Идеологическое упование на память о прошлом всем хорошо, только оно хоронит будущее. Поэтому перспектива вернуться в те самые 90-е приведет к тому, что терпение населения быстрее лопнет. Тем более, в августе 2020-го белорусы уже показали, что этого терпения у нас не так много, как все думали.

Нет поводов для пессимизма

— Не стоит считать, что ситуация безнадеги и апатии — это надолго, — подчеркивает Владимир Янчук. — Необходимость что-то менять осталась, и теперь она касается всех. Ресурсы заканчиваются даже по отношению к небольшой «прикормленной» группе, которая начала ощущать ограничения: туда не съезди, это себе не позволь. И эти проблемы накапливаются.

Есть такое живое существо, независимое ни от власти, ни от кого иного — это сама жизнь. Она автократическому регулированию не подлежит и сама заставит нас шевелиться.

Слава богу, что белорусская армия не ввязалась — и надеюсь, не ввяжется напрямую в войну, что инстинкт самосохранения работает, хотя это и непросто в нынешних условиях. В отличие от жителей российской глубинки, многие из которых хорошей жизни не видели и слепо верили страшилкам «хотите, как в Украине?», белорусы видят, что нам есть, что терять. И эти потери абсолютно очевидны.

Но нужно помнить несколько важных вещей. Во-первых, процесс идет, однако быстрого результата не будет. Не завтра, а послезавтра. Во-вторых, нужно формировать в себе ответственность за будущий результат.

Люди в мире достижений — не приспособленцы и не созерцатели, а те, кто активно действует. От каждого на его конкретном месте что-то зависит. Ведь большая машина состоит из множества шестеренок, а если они начинают сопротивляться или запчастей нет, то машина стопорится.

Послезавтра — оно все равно наступит, никуда не денется. Но каким оно будет, зависит от того, как мы действуем, или не действуем, сегодня.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(31)