Познер: «Память о преступлениях советского строя и лично товарища Сталина должна все время помниться»

Известный журналист возмутился включению организации «Мемориал» в список иностранных агентов.

— Когда это произошло, меня это действительно очень сильно удивило, — заявил Владимир Познер в интервью Эху Москвы. — Я не понимаю, почему «Мемориал» считается или определен как иностранный агент. Я не вижу в этом никакой логики. Вообще этот закон в том виде, в каком он существует, тоже вызывает у меня много вопросов. Он позволяет, мне кажется, назначить иностранным агентом кого угодно и что угодно просто потому, что хочется.

Он («Мемориал» — прим. ред.) существует в моей жизни. Он существует, в частности, потому, что в моей жизни были люди, которые долго находились в Гулаге. Это были очень близкие люди. Я очень хорошо всё это помню. Мне кажется, что память о преступлениях советского строя и лично товарища Сталина должна всё время помниться. В частности, для меня «Мемориал» — это такая организация, которая способствует этому. Чтобы не дать никому забыть, что это было, и что миллионы и миллионы обыкновенных советских, русских и нерусских, людей пострадали. Миллионы, собственно говоря, погибли.

И для меня «Мемориал» — это организация, которая посвятила себя этому. Которая была создана, в частности, Сахаровым, который тоже существует в моей жизни. Так что в моей жизни, безусловно, существует как нечто очень важное: просто знать, что да, это есть.

Мне кажется, что эта организация должна существовать и для страны. Потому что это память, о которой я говорю, эта историческая память, имеет огромное значение. Знаете, мне часто говорили: нельзя сравнивать Советский Союз и нацистскую Германию. Я согласен, не надо их сравнивать, это разные вещи. Но я сейчас просто привожу одну вещь — не потому, что я их сравниваю, а просто как отношение.

Вот моя дочь живет в Германии уже почти 30 лет. Она уехала, вышла замуж за немца. Там мой внук, внучка, правнук и так далее. И вот в том районе, в котором они живут, который называется Шенеберг, то и дело попадаются такие, как бы сказать, плакаты, что ли. Ну, они сделаны так, что они за стеклом — то есть это не то, что их ветром сдует и так далее. И на них написаны разные приказы гитлеровского времени: «Евреям садиться на парковые скамейки запрещено», «Евреям собираться вместе больше чем 3 человека запрещено», ну и так далее. На каждом углу в этом районе это всё есть. То есть это такое немое напоминание: помните, что это у нас было; помните, чтобы больше никогда ничего подобного не было.

И для меня в этом смысле «Мемориал» занимается этим. Было бы неплохо, если бы у нас тоже были такие вещи, которые можно было бы увидеть глазами, но это ладно. Но для страны это важно. Конечно, я понимаю людей, которые говорят: «Хватит уже, сколько можно говорить о том, что было? Мы уже признали!». Я понимаю такую реакцию. Я и в Германии встречал такую реакцию людей, которые говорили: «Хватит всё время нам напоминать! Всё, закончилось!». Не хватит. Нельзя забывать. Можно и нужно гордиться своими замечательными достижениями, светлыми страницами своей истории. Но категорически не надо забывать, не надо хоронить темные страницы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(49)