Политолог: «Все сожжено, разнесено ветром, разъехалось по разным странам»

Очень подробный анализ – о том, откуда в России все беды, а сегодня – «огромное пепелище».

Фото: openuni.io

Российский политолог Александр Кынев объяснил, как российская власть, борясь со своими страхами, в условиях авторитаризма становится причиной событий, приводящих к катастрофическим последствиям.  

— Власть сама сделала символом Алексея Навального. Здесь типичная история самосбывающегося пророчества, — отметил эксперт в эфире канала Живой Гвоздь. —  Когда вы постоянно с чем-то боретесь, оно становится вашей реальностью.

Люди из спецслужб — параноики по жизни, об этом говорит профессиональная деформация. Они переполнены внутренними страхами, они постоянно чего-то ждут, с чем-то борются, невольно этому подыгрывая и раскручивая.

Вся история нашей политической системы, и не только нашей, — это история про побочные эффекты. Я абсолютно убежден, что без гипертрофированного внимания к Алексею Навальному все эти годы, когда его сажали, выпускали, потом вообще пытались отравить, он бы не стал тем, кем он является сегодня.

Власть сама создавала драматургию, как она за ним гонится. Без драматургии публике не за чем следить. Таким образом, экшн вокруг Навального создала власть, герой не бывает без экшна. И власть в данном случае, возможно, сама того не понимая, стала режиссером.

Российская власть единолично, по мнению Кынева, срежиссировала и конфликт с Украиной, приведший к войне.

— Когда нет никого, кто мог бы вас вовремя остановить, мы видим, что огромное количество проблем созданы именно самой властью, в том числе и эта «спецоперация».

Когда вы на каждый чих кричите, что это «чья-то рука», что это «пятая колонна», в конечном счете вы создаете настоящую оппозицию.

Когда вы пугаете всех военным положением, с целью, чтобы уехали оппозиционеры, то вместе с ними уезжает в десятки раз превышающее количество людей, которые никакого отношения к оппозиции не имеют, людей из бизнеса, культуры и т.д. А потом вы думаете, как же их вернуть, потому что утекают те, без кого экономика не может работать.

Вся наша жизнь про это. Власть всегда борется со своими  прошлыми поражениями. Такова история с Навальным, такая же и с Украиной.

Вы много лет рассказывали про ужасы НАТО и пугали, ставили ультиматумы, торговались на грани нервного срыва, пытаясь что-то получить. И в какой-то момент вам говорят «А, давайте!», и вы оказываетесь в ситуации, когда перед собственным окружением либо делаете шаг, либо нет. Но тогда и окружение уже не будет вас воспринимать, как фигуру.

Политик — заложник нескольких сцен одновременно. Он и перед избирателями как бы должен говорить Б, если сказал А, и при собственной команде должен сохранять свой авторитет, и перед внешним миром. Понятно, что для сохранения контроля, главное —первое и второе. Важно сохранить поддержку элиты или банды вокруг себя, консолидировать ее, и поддержку людей.

Поэтому когда вы разгоняете ожидания, потом вы будете вынуждены эти ожидания реализовывать. В этом смысле то, что произошло сейчас в Украине, и история с Навальным — это разные процессы, у них разная драматургия, но и там, и там власть стала жертвой собственных информационных войн, страхов, паранойи, отсутствия политической экспертизы, искаженного принятия политических решений и т.д. Это следствие деградации авторитаризма как такового, — сделал вывод эксперт.

Он также рассказал о последствиях уничтожения гражданского общества, с которыми придется столкнуться не только российским властям, но и любому авторитарному режиму.

— Когда отсутствует нормальная экспертиза, отсутствует какое-то хладнокровие, это приводит к парадоксу. Казалось бы, силовики вроде бы люди хладнокровные, но, одно дело, когда ты методично что-то делаешь. Это хладнокровие одного типа. А когда ты принимаешь стратегические решения и думаешь о последствиях, это совершенно другого типа вещь.

И здесь как раз крайне важно, чтобы рядом, кроме тех, кто деформирован профессионально, были люди, которые бы говорили о том, к чему это может привести завтра, послезавтра и т.д.

То, что произошло в России за последние месяцы, это катастрофа, в том числе уничтожения как жанра политической, технической, экономической (на самом деле, во всех сферах) экспертизы.

Еще лет 20 назад было огромное количество самых разных площадок – либеральных, коммунистических, каких угодно, на которых люди совещались и искали решения. Туда приходили чиновники, крупные бизнесмены, общественники, эксперты. Это не было страшно.

Таким образом люди узнавали друг друга, обкатывались решения и концепции, была некая живая дискуссия и возникало сообщество. А оно не может возникнуть, когда люди не общаются.

Год за годом все это сжималось, скукоживалось, площадки закрывались. Все стали бояться в них участвовать. Сегодня нет ничего, после 24 февраля закрылось вообще все.

Даже если бы вдруг сейчас возникла проблема: а давайте мы с кем-то посоветуемся, — окажется, что советоваться уже не с кем, потому что все эти места, где вы могли бы как-то это обсудить, вы все зачистили под ноль. Все сожжено, разнесено ветром, разъехалось по разным странам и т.д.

Сегодня, с точки зрения и общественных наук, и многих других, Россия — это огромное пепелище, в котором нет ничего, есть только чиновники и обслуживающий персонал. А мы понимаем, как себя ведет обслуживающий персонал, чтобы его не уволили. В итоге, вы получаете то, что получаете, — заключил Александр Кынев.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(30)