Филин

Виктория Захарова

Политолог: «В современной модели и в Беларуси, и в России нет будущего»

Сергей Николюк в интервью «Филину» — о методичке из прошлого, эхе войны и новом старом идеологическом курсе.

Недавно у белорусских идеологов появилась новая методичка. Сборник о достижениях, коими следует гордиться, подготовила Академия управления по информации госорганов, БЕЛТА и «СБ».

Документ «Ключевые достижения Республики Беларусь на современном этапе: цифры и факты» перечисляет успехи в различных сферах, от промышленности до культуры, и постепенно распространяется местной вертикалью во всех регионах.

На кого в интернет-эпоху рассчитан набор цифр и фактов, надерганных из разных отраслей, зачастую с устаревшими данными и замалчиванием «неудобных» моментов, и получится ли у властей выстроить новую идеологию, «Филин» обсудил с политологом и социологом Сергеем Николюком.

— В феврале была принята новая Конституция, где есть целый ряд серьезных изменений, — обращает внимание эксперт на глобальную подоплеку происходящего. — В частности, в четвертой статье разъясняется, что такое демократия в Беларуси.

Прежняя формулировка: «Демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений» заменена на: «Демократия в РБ осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений». Чувствуете разницу?

При этом смысл государственной идеологии нигде в тексте не раскрывается, что открывает широкие возможности для официальных толкователей, чья энергия по традиции уходит в оправдание правильности текущего курса.

Чем гордиться будем

— Методичка, выполненная в виде перечня текущих успехов, воскрешает в памяти песню Визбора «Рассказ технолога Петухова», лирический герой которой на все упреки отвечал рефреном: «Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей».

Ключевое слово в припеве — предлог «зато», который выполняет роль возместительного сопоставления. То есть, с его помощью как бы возмещаются все недостатки.

Факты в методичке служат той же цели. Их совокупность призвана сформировать образ страны, в которой хочется жить. Например, в разделе «Социальная сфера — приоритет государственной политики» 47 пунктов. Многие отражают успехи белорусской науки, и все в стиле «зато».

Однако никто не мешает нам открыть сборник Белстата за 2021 г. Один пример: подано заявок на патентные изобретения в 2013 году 1634, а 2020 году — 394. Такая вот динамика!

Сергей Николюк отмечает, что авторы методички живут в прошлой, индустриальной эпохе. Поэтому они с гордостью напоминают, что в промышленности у нас занято 25% трудоспособного населения, забывая упомянуть о 63% занятых в сфере услуг. Их как бы не замечают, зато рассказывают, что сохранили советские производства.

Похожих уловок и недомолвок в методичке немало. Например, упоминается о «лидерстве по экспорту IT-услуг», но умалчивается о грандиозном оттоке специалистов и стартапов из страны, говорится о человеческом капитале и охвате образованием, но о социальном капитале — ни слова. Между тем в 2020 году мы наблюдали взрывной рост социального капитала.

— Подспудно он продолжает расти, но в целом не соответствует постиндустриальной эпохе, — говорит эксперт.

Тем не менее, добавляет он, для людей, черпающих информацию из телевизора, такой набор фактов будет выглядеть убедительным.

Именем Великой Отечественной

— Как показал недавний опрос Института социологии НАН РБ о «патриотических ценностях населения», главным национальным символом большинство (48,6%) считает памятники Великой Отечественной войны. Потом идет госсимволика, объекты культурного наследия, белорусский язык и литература и даже, как ни удивительно, историческая символика. Выходит, прошлое победило «современные достижения»?

— Одно из отличий нынешней модели от советской в том, что советская модель была устремлена в будущее: «Коммунизм — это молодость мира…». В современной модели и в Беларуси, и в России нет будущего. По крайней мере, ее архитекторы об этом ничего не сообщают. Они опираются на прошлое. Этот процесс начался еще во времена Брежнева, но за последние два десятилетия заметно ускорился.

Для того, чтобы быть успешной, пропаганда должна строиться на максимально простых мифах, например, «мы» и «они». И если «мы» — наследники победителей, то «они» — наследники фашистов.

На этом и строится и пропаганда вокруг «спецоперации», которая была создана для решения внутри российских проблем. Если посмотреть на динамику рейтинга Путина, он периодически подскакивает, и всегда по одной и той же причине «маленькой победоносной войны»: Грузии в 2008-м, Крыме в 2014-м…

Особый национализм

— 3 июля Лукашенко помянул добрым словом ВКЛ, перейдя в приступе красноречия на белорусский язык. Это новый тренд идеологов?

— Знаете, давным-давно я написал статью «Белорусский националист Лукашенко» и от этой формулировки не откажусь.

Дело в том, что национализм бывает разным. Может быть этническим — его сторонники признают белорусами тех, кто белорус по крови. Есть гражданский национализм — я человек русской культуры, но ощущаю себя гражданином Беларуси. И есть государственный национализм: белорусы — это подданные белорусского государства. В этом плане режим персоналистской власти может сохраниться только внутри белорусского государства.

Беларусь последовательно осуществляет как раз тактику государственного национализма. Мы вначале говорили о том, что наша идеология эклектична — и в том числе, когда надо, обращаются не только к Победе в ВОВ. Поэтому не стоит удивляться периодическому обращению к ВКЛ.

— То есть, режиму Лукашенко не нужно сохранить белорусов, нацию — только подданных…

— Тут нужно уточнить, что такое нация. В Европе построены гражданские нации. Есть прекрасное определение чешско-американского мыслителя Карла Дейча: «Нация — это общество, овладевшее государством».

Такой нации в Беларуси нет.

У нас государство подданных. И все, кто с этим не согласен, или физически эмигрируют, или вынужден уходить во внутреннюю эмиграцию.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(31)