Почему законопроект о помощи Израилю и Украине застрял в конгрессе США
Деньги, выделенные США на поддержку Украины, почти исчерпаны. Теперь Белый дом пытается согласовать новый пакет помощи, но на фоне новой войны на Ближнем Востоке законопроект застрял в конгрессе — и стал частью большого внутриполитического конфликта между трампистами и демократами.
Медуза рассказывает, как идут переговоры и чего именно хотят добиться обе стороны.
С начала полномасштабного российского вторжения США выделили Украине 113 миллиардов долларов. Конгресс четыре раза принимал бюджетные поправки, передающие дополнительные средства разным государственным агентствам. Чуть больше половины всех средств получил Пентагон, но в помощь ВСУ вкладывался и Госдеп.
Президент Джо Байден много раз обещал поддерживать Украину «столько, сколько потребуется», но уже выделенные средства почти исчерпаны: к октябрю 2023-го в распоряжении Пентагона осталось порядка пяти миллиардов.
К тому же Белый дом исчерпал всю сумму (18 миллиардов долларов), выделенную на программу Ukraine Security Assistance Initiative, которая позволяла заказывать производство новой техники для немедленной передачи ВСУ.
В конце октября Байден запросил у конгресса дополнительное финансирование своих внешнеполитических инициатив. В пакет на сумму больше 105 миллиардов долларов входят:
- 60 миллиардов на военную и финансовую помощь Украине;
- 14 миллиардов на военную помощь Израилю;
- 10 миллиардов на гуманитарную помощь Израилю и Палестине;
- 7 миллиардов на военную помощь Тайваню;
- 14 миллиардов для дополнительного финансирования пограничных служб и миграционных органов.
Белый дом надеялся, что такое объединение разных программ в один законопроект упростит его принятие — но конгресс не отреагировал на запрос, потому что палата представителей на три с лишним недели осталась без спикера.
25 октября новым спикером стал трампист-республиканец Майк Джонсон, давно выступавший против военной помощи Украине. Он заявил, что под его руководством палата представителей будет рассматривать траты только по отдельности.
Это характерная для республиканцев позиция: со временем они стали все громче выступать против неограниченной помощи Украине. С одной стороны, это подпитывает фискальный консерватизм — требование сократить бюджетные расходы; с другой — программа Республиканской партии при Трампе, «America First», подразумевает изоляционистскую внешнюю политику.
Кроме того, республиканцы обвиняли Украину в коррупции и непрозрачности трат, а Дональд Трамп — младший даже публично поддержал конспирологическую теорию о том, что война в Украине на самом деле идет не очень интенсивно и происходящее раздуто журналистами. В одном из опросов 62% республиканцев сказали, что США слишком много помогают Украине, — такой позиции придерживаются лишь 14% демократов.
Когда в мае 2022 года конгресс принял второй пакет помощи Украине на 40 миллиардов, против него проголосовали 57 конгрессменов и 11 сенаторов, и все они — республиканцы. А в октябре того же года группа законодателей из Республиканской партии выступила против передачи Украине арестованных активов россиян, попавших под санкции.
Кроме того, в июле 2023-го радикальное крыло республиканцев пыталось внести несколько «антиукраинских» поправок в новый бюджет Пентагона: предложения запретить военную помощь Украине и отменить программу ленд-лиза набрали по 70 голосов республиканцев.
Ситуация оказалась обратной, когда администрация Байдена решила поддержать Израиль после нападения ХАМАС 7 октября 2023 года: план поддержали почти все республиканцы, а многие демократы выступили против.
Так, из 16 конгрессменов, не поддержавших резолюцию в поддержку Израиля, 15 были левыми демократами. Эта группа называет Израиль «государством апартеида» и заявляет о нарушении прав палестинцев. Лидером левых является конгрессвумен Рашида Тлаиб, чьи родители родом из Палестины.
В 2019 году ей и ее коллеге по партии Ильхан Омар власти Израиля отказали во въезде в страну из-за их комментариев с критикой израильского правительства. Сейчас левые демократы осуждают ХАМАС, но требуют, чтобы военная помощь Израилю совмещалась с гуманитарной помощью Палестине, и призывают администрацию Байдена добиться постоянного перемирия в секторе Газа.
Среди республиканцев поддержка Израиля сочетается с ярыми антипалестинскими взглядами. Например, бывший президент Дональд Трамп пообещал в случае победы на президентских выборах депортировать всех иностранных студентов, участвовавших в пропалестинских митингах, и ввести «идеологическую проверку» для мигрантов, спрашивая их о поддержке ХАМАС, исламизма, марксизма и фашизма.
Рон Десантис, губернатор Флориды и еще один кандидат в президенты от республиканцев, потребовал запретить прием палестинских беженцев, а один из конгрессменов внес законопроект о запрете на въезд в США для жителей Палестины — заведомо не имеющий перспектив при правлении Байдена.
Против помощи обеим странам выступает лишь небольшая группа республиканцев с либертарианскими взглядами. Они считают, что США не должны вмешиваться в конфликты за рубежом и поддерживать другие страны, а власти должны сфокусироваться на решении внутренних проблем.
При этом любой законопроект должны поддержать обе палаты конгресса, и если в палате представителей шаткое большинство у республиканцев, то сенат контролируют демократы. К тому же конгресс США отличается от большинства парламентов мира тем, что обе палаты имеют равное право законодательной инициативы и могут свободно принимать или отклонять проекты друг друга.
Поэтому лидеры большинства в сенате и палате представителей пытаются сконструировать такой пакет, который поддержит и необходимое число их оппонентов.
Так, 2 ноября палата представителей приняла пакет военной помощи Израилю на сумму 14,3 миллиарда долларов, но проект поддержали лишь 226 конгрессменов из 435 — а демократическое большинство в сенате этот закон заблокировало.
Дело в том, что республиканцы не включили в пакет поддержку Украины и гуманитарную помощь палестинцам, зато «привязали» к поддержке Израиля сокращение финансирования налоговой службы — свою давнюю внутриполитическую цель, заведомо неприемлемую для демократов.
Демократы в сенате настаивают на принятии плана Байдена — одновременной поддержке Израиля и Украины. Их расчет строится на том, что фракция республиканцев в верхней палате куда более умеренна, чем в палате представителей. Глава республиканского меньшинства в сенате, Митч Макконнелл, действительно пошел на переговоры.
Впрочем, его требования тоже касаются внутренней политики: он настаивает на ужесточении закона о предоставлении убежища и возобновлении строительства стены на границе с Мексикой.
Пытаясь повлиять на американский конгресс, президент Украины Владимир Зеленский призвал как можно скорее выделить средства для ВСУ и вступил в заочную полемику с Трампом. Бывший президент постоянно обещает «договориться» о мире с Путиным «за 24 часа» (впрочем, не рассказывая, как именно этого можно добиться).
Зеленский в ответ пригласил его в Киев: «Если он сможет приехать сюда, мне понадобится 24 минуты — да, 24 минуты, чтобы объяснить ему, что он не сможет управлять этой войной. Он не сможет принести мир из-за Путина».
Трамп уже отказался от предложения: «Я с большим уважением отношусь к президенту Зеленскому, но считаю, что было бы некстати ехать в Украину в это время. Сейчас с ним ведет дело администрация Байдена, и я не хотел бы создавать конфликт интересов».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное