Пастухов: «За технологической революцией Россия наблюдает теперь из окопов Донбасса»

Профессор Университетского колледжа Лондона Владимир Пастухов — о том, ка путинская карета «технологического суверенитета» превращается в тыкву. 

— Можно сколько угодно корчить из себя сверхдержаву, но факт остается фактом: Россия потеряла большой космос, превратившись из космического гиганта в космического карлика, — пишет  Владимир Пастухов. — Она уже даже не в задних рядах партера, а заперлась на галерку, пропустив вперед не только США, Евросоюз и Китай, но, похоже, уже и Индию с Японией.

Владимир Пастухов

Приблизительно то же самое можно сказать о термоядерном синтезе, где когда-то за СССР было лидерство, о квантовых исчислениях, где лидерства никогда не было, но теперь уже и не предвидится, и о десятках других прорывных направлений технологической революции, за которой Россия наблюдает теперь из окопов Донбасса, приделывая крылышки с моторчиками к авиабомбам прошлого столетия.

Мы чужие на этом празднике жизни, — сказали бы по этому поводу классики и были бы правы.

А как же, спросите вы, «Кинжалы», «Авангарды», «Сарматы» (ну, последние, — если все-таки взлетят), атомоходы, которые то погружаются под лед, то лезут на лед, С-300, С-400 и С-500, которые худо-бедно, но хотя бы Кремль прикрывают, и, в конце концов, как  те самые «Искандеры», которых не надо смешить?

Все это как раз и создает у обывателя иллюзию, что Россия еще ого-го-го какая технологическая держава.

Я не буду идти проторенным путем и высчитывать, сколько компонентов в каждом из этих чудес военной техники ворованные или выданные китайцами «под расписку» в долг. В конце концов, не важно — как, важно, что есть.

Меня волнует другое: и «Кинжалы», и «Искандеры» при всем их «великолепии» (особенно легко демонстрируемом, когда речь идет о войнах с противником, либо никогда не имевшим, либо сознательно разрушившим собственную «оборону») являются прошлым веком – не в переносном, а в прямом смысле слова (поэтому безо всяких кавычек). Это все еще былое великолепие.

Путину повезло в том смысле, что он может позволить себе пару десятков лет оставаться технологическим рантье и паразитировать на советском технологическом капитале. Практически все так называемые «новые» разработки путинской оборонки относятся к разряду вытащенных из запасников, перелицованных или усовершенствованных идей и заготовок советского ВПК.

Они обеспечивают Путину некоторое плато технологической стабильности на тот относительно короткий, по меркам истории, но достаточно продолжительный, по меркам конкретной человеческой жизни, период, пока Запад и Китай (а, возможно, в будущем и Индия) переходят на новую технологическую орбиту. Это очень красивое топтание на месте с выжиманием последних капель масла из советского технологического жмыха, но никакого развития здесь нет и в помине.

А это значит, что к моменту окончания перехода конкурентов на следующий уровень путинская карета «технологического суверенитета» превратится в тыкву. Это будет системный обвал, и поэтому то, что сейчас происходит с космосом, — это всего лишь тест-драйв для этой будущей тыквы, запряженной мышами с крысой-погонялой в качестве извозчика.

Все написанное выше относится к разряду «капитан очевидность», и для этого вообще не стоило бы марать Телеграм, если бы не одно забавное обстоятельство.

Волноваться по поводу происходящего должны были бы не пацифисты-антифашисты, для которых превращение России в технологический раритет является скорее не проблемой, а способом ее решения, а тот самый русский deep state, который так озабочен судьбой своей «тысячелетней империи». 

читайте также

Это для них существующий режим является главным препятствием к достижению своей мечты,  это их лихие черти должны были бы мутить воду во пруду по поводу того, как путинские  элиты крадут у империи будущее, отказывая ей в реальном развитии. Но молчат: видимо, прав был поэт — и даже в «палате номер шесть» настоящих буйных мало и не хватает вожаков.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(4)