Коронавирус

Ирина Морозова

Омикрон не отступает. В Европе смягчают локдаун, в России тормозят с вакцинацией, а в Беларуси продолжают «рисовать» статистику

После нынешней волны пандемия может пойти на спад. Но это не точно.

Волна омикрон-штамма коронавируса все еще накрывает мир, продвигаясь с запада на восток. Какие перспективы развития ситуации видят специалисты, скоро ли прогнозируют конец пандемии и почему высказывают осторожный оптимизм?

Фото РИА Новости

Что говорит ВОЗ?

Недавно европейский представитель ВОЗ Ханс Клюге, подводя двухлетние итоги распространения в регионе пандемии коронавируса, прогнозировал длительное затишье благодаря коллективному иммунитету.

 — Даже если распространится другой штамм, государства смогут нормально функционировать без введения карантинных режимов, локдаунов, — отметил представитель ВОЗ в интервью ТАСС.

По его словам, для этого правительствам нужно сделать несколько последовательных шагов: усилить наблюдение, чтобы иметь возможность быстро обнаруживать новые штаммы; продолжать вакцинировать и ревакцинировать население; увеличить доступность противовирусных препаратов; наконец, при появлении новых штаммов рекомендовать тем, кто находится в группе риска, носить не маски, а респираторы, и соблюдать социальную дистанцию.

— Совершенно точно, мы не можем сказать, что это конец пандемии. Для этого слишком рано, — подчеркнул Ханс Клюге. —  Уже не раз этот вирус преподносил нам сюрпризы, например, тот же дельта-штамм. Да, действительно есть причина для оптимизма. Но нам не следует расслабляться.

По словам чиновника Всемирной организации здравоохранения, вакцинация позволила предотвратить около 500 летальных случаев в Европе, но особенно эффективной для иммунитета является третья доза, поэтому продолжать вакцинироваться необходимо.

Как действуют в Европе и России?

Тем временем ряд европейских стран уже снимает ковидные ограничения. Первыми это сделали Англия и Дания, но следом, по мнению экспертов Центра политических технологий имени Игоря Бунина, смягчат жесткие локдауны и другие страны.

— Ковид никуда не исчез, но правительства исходят из того, что ограничения теперь нецелесообразны по трем основаниям, — пишут аналитики.

Во-первых, теперь основная нагрузка приходится не на стационары, а на поликлиники, поскольку в большинстве случаев омикрон представляет меньшую угрозу для жизни и здоровья, чем предыдущие штаммы коронавируса, и не требует госпитализации.

Во-вторых, большинство европейцев предпочли локдаунам вакцинацию, что положительно сказалось на улучшении эпидситуации.

Наконец, в-третьих, два года — немалый срок, общество и бизнес очень устали от ограничений, и политики вынуждены учитывать эти настроения и идти навстречу.

В России, как отмечают эксперты, ситуация несколько иная. В отличие от Китая, где проводят политику «нулевой терпимости» и в преддверии Олимпийских игр еще больше ужесточили контроль за общественным здоровьем, здесь тема вакцинации до сих пор многими воспринимается как частный выбор каждого человека, «мое тело — мое дело», а потому антаваксерские настроения сильны.

— Это помножено на недоверие – не только к власти, но и к медицинскому экспертному сообществу, представители которого выступали с противоречивыми оценками и прогнозами и идут наперекор общественным ожиданиям. Поэтому в России выход из пандемии может быть более сложным, чем в странах Евросоюза или Великобритании, — полагают аналитики.

А что у нас?

В Беларуси ситуация, как всегда, неоднозначна. С одной стороны, Минздрав демонстрирует снижение количества новых случаев коронавируса (на 1 февраля, по официальной статистике, заболели 1918 человек — вновь меньше порога в 2000) и бодро отчитывается об успешном продолжении кампании по вакцинации.

«По состоянию на 01.02.2022 более 5 369 000 белорусских граждан получили одну дозу вакцины против COVID-19, из них более 4 509 000 человек прошли полный курс вакцинации», — сообщает официальный телеграм-канал ведомства. Но полный курс вакцинации все еще прошли меньше половины белорусов — 48,2%, о темпах ревакцинации и вовсе ничего не сообщается.

С другой стороны, неужели именно снижение заболеваемости повлияло на решение того же Минздрава — студенты-медики 6 курсов, «привлеченные к оказанию медпомощи», теперь могут сами оформлять больничные для пациентов?

Всплеск острых респираторных инфекций и, в частности, омикрона, столь высок, что в Гомеле изменили режим работы поликлиник: «красные зоны», забор мазков и вызов врача на дом будут действовать даже по воскресеньям. В Минске очереди на «температурный прием» хоть и уменьшились по сравнению с началом недели, все равно остаются немаленькими, а вызванных «скорых» многие заболевшие ждут часами.

Очередь к терапевту в понедельник утром в поликлинику №35 в Минске

Отметим, что чуть позже, с некоторой задержкой, Минздрав опубликовал и данные на 2 февраля. Число зарегистрированных случаев оказалось в два раза больше, чем день назад — 3632. 

Инфекционист: «Сейчас любое острое респираторное заболевание — это практически 100% COVID-19»

Известный медик, бывший галвный инфекционист Минска Никита Соловей рассказал об особенностях течения омикрона.

— Данный вариант коронавируса очень легко распространяется в популяции, вызывая лавинообразный рост заболеваемости, в том числе среди детей, — пишет медик.

— По разным оценкам один инфицированный «омикроном» человек может инфицировать 8-15 других, поэтому важно продолжать максимально соблюдать меры профилактики (в первую очередь использовать маски в общественных местах, частое мытье / обработка антисептиками рук, ограничение очных контактов и т.д.). Сейчас любое острое респираторное заболевание — это практически 100% COVID-19, циркуляция других возбудителей, в том числе и гриппа, опять практически не регистрируется.

Омикрон, объясняет Никита Соловей, легко побеждает иммунитет даже у тех, кто раньше болел коронавирусом или сделал две прививки, а вот бустерная доза вакцины существенно уменьшает тяжесть течения болезни. Выбор он рекомендует делать в пользу аденовирусных вакцин — например, «Спутника Лайт», поскольку китайская Sinopharm / Vero Cell в данном случае будет менее эффективна.

Большинство заболевших переносит «омикрон» сравнительно легко, но группам риска — людям с избыточным весом, пожилым, имеющим хронические болезни, особенно сахарный диабет — по-прежнему стоит быть особенно осторожными.

У молодых людей штамм может «маскироваться» под кишечную инфекцию с тошнотой, диареей, но без температуры. Справиться с этой симптоматикой, отмечает врач-инфекционист, больные могут самостоятельно, соблюдая диету и питьевой режим, в остальном лечение омикрона ничем не отличается от лечения других вариантов коронавирусной инфекции.

Словом, по-прежнему спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Как более дипломатично выразился по этому поводу глава европейского бюро ВОЗ, «индивидуальная ответственность становится очень важной»:

— Если люди с плохим самочувствием или высокой температурой будут сидеть дома на карантине, то тогда, я убежден, в этом году мы все выйдем из острой фазы и сможем наладить свою жизнь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(19)