О провластном социсследовании: «Мы видим реинкарнацию истории из Майка и Ника»
Результаты опроса, которое анонсировал Лукашенко, вызвали у экспертов смех и недоумение.
Напомним, «масштабное социсследование», которое проводилось по заказу БЕЛТА аналитическим центром Ecoom с фондом «Украинская политика», показало, что у Лукашенко уровень доверия составляет 66,5%.
И сами цифры, и исполнители и даже условия, в которых проводился опрос, вызвали большие вопросы у специалистов. И не только.
Геннадий Коршунов: «Это какой-то невероятный, феерический социологический успех»
Бывший директор Института социологии НАН Беларуси Геннадий Коршунов обратил внимание на множество нестыковок. Напомним, согласно замерам Института социологии, весной 2020 года уровень доверия к Лукашенко составлял 33,5% по Беларуси.
По мнению Коршунова, чтобы получить данные, вовсе не обязательно было опрашивать 10 тысяч человек, хватило бы и тысячи. Но если и так, то возникает вопрос о сроках.
— Опрашивать 10 тысяч человек, как показывает практика, очень дорого и долго — это месяцы работы, я такое делал. Если они сделали то же менее чем за 4 недели — это какой-то невероятный, феерический социологический успех, — отметил Геннадий Коршунов в интервью Нашай Ніве. — Вопросы к методам, как я читал: часть опрашивали по телефону, часть фейс-ту-фейс. В чем смысл пилотажа по телефону? Это разные методы. Очень много противоречий.
Как я понимаю, часть людей опрашивали на предприятиях. Это экономически активное население. Второй этап — просто случайный опрос. Но как оно проводилось? На улицах? Морозом? По квартирам при ковиде? Не известно. Но как соединить эти два блока потом в одно? Очень тяжелая задача.
Ну и шикарная все же ситуация со сроками. Якобы 8 февраля был закончен сбор информации, а 10 февраля уже показали данные — это они успели десять тысяч многостраничных ответов внести в базу и довести ее до рабочего режима за два дня? Феерически!
С таким количеством респондентов время на обработку также существенное, есть понятие «ремонта выборки», если по какой-то группе есть часть некачественных ответов. Это профессиональные математические вещи, которые требуют времени и расчетов.
Впрочем, мне так и не понятно кто этот опрос делал.
Я видел и Ecoom, и центр Ротмана, и представителей некой «Украинской политики». Посмотрел их сайт, кстати, и так и не увидел свидетельств какой бы то ни было причастности к социологии. Кто за что отвечал? Чья интервьюерская сеть? Очень много вопросов. Ответов нет, поэтому то, что нам презентовали, — просто какие-то цифры, — сказал Коршунов.
Класковский: «И на кого это рассчитано? Адептам «батьки» социология не нужна, а противники режима не поверят»
— У ЕсооМ в независимом сообществе — устойчивая репутация структуры, обслуживающей режим. Она давала высочайшие цифры рейтинга Лукашенко перед прошлогодними выборами — теми самыми, после которых белорусы вышли на улицы, посчитав свои голоса украденными, — отмечает политический обозреватель Александр Класковский.
Сообщается также, что исследование проведено с привлечением фонда «Украинская политика». Достаточно сказать, что его руководитель Кость Бондаренко — желанный гость на экранах БТ.
И вот на кого все это рассчитано? Адептам «батьки» никакая социология вообще не нужна, а противники режима, естественно, ни на йоту не поверят цифрам исследования. «ЕсооМ по заказу БелТА» — это тот случай, когда sapienti sat.
В общем, как ни интриговал вождь публику крутизной этого мегаопроса, в результате — з вялікага грому ды малы дождж.
«Мы видим реинкарнацию истории из Майка и Ника»
Телеграм-канал Кукловод и овца обращает внимание, что центр EcooM, который проводил исследование возглавляет Сергей Мусиенко, который, оказывается, интересуется не только социальной статистикой, но и является членом правления Союза писателей Беларуси.
— Уже симптоматично то, что именно писатель, в теории человек с хорошей фантазией и воображением, занимается социальными исследованиями в поддержку Лукашенко.
Само исследование говорит нам о том, что Лукашенко доверяют аж 66% белорусов. Это очень обидно, ещё в августе их было 80, а с тех пор Александр Григорьевич доблестно отстоял страну в неравной борьбе с поляками и литовцами, лязгающими своими гусеницами у границ. Белорусы не оценили подвиги Геракла.
Автор сборника «Байки старого геолога» (книга Мусиенко — прим.ред.) утверждает, что были опрошены более 10000 человек в 100 населенных пунктах. Давайте поверим человеку, написавшему «Нехочутика». Для сбора и обработки такого массива данных за всего одну неделю потребуется титаническая работа с привлечением значительного количества профессиональных социологов. И вот тут начинается самое интересное.
Составитель альманаха «Правила съёма» утверждает, что все эти социологи переболели коронавирусом. Что же это получается? Минздрав нам сообщает, что коронавирусом заразилось 2% населения Беларуси. А Мусиенко утверждает, что социологов, переболевших ковидом, достаточно для огромного исследования в кратчайшие сроки. Тут одно из трёх: либо социолог — такая заразная работа, либо Минздрав нам врёт, либо врёт Мусиенко.
При всем вышеперечисленном — мы должны отдать должное нашему уже любимому автору. Он оперирует цифрами, старается использовать сложные слова, например, «репрезентативная выборка», старается звучать серьёзно. Но в итоге всё равно прокалывается, когда говорит о том, что белорусы не разбираются в политиках от оппозиции и часто говорят о некой «жене блогера». Тут мы, конечно, видим реинкарнацию истории из Майка и Ника. Когда и наврать хочется, и себя похвалить, и врагов обозвать. Так и рождаются «крепкие орешки» и «жёны блогеров».
Возникает вопрос: на кого рассчитаны эти «Байки от Сергеича»? Белорусы им не поверят, Лукашенко, глядишь, обидится, что не 85%, Кремль же и сам проводит свои исследования, уже понимая, как обстоят дела на самом деле.
«То есть 10% тех, кто голосовал за Лукашенко, получается, пошли протестовать»
— Власти так долго нагнетали интригу вокруг своего социологического опроса, что уже и правда интересно было узнать, кого же они умудрились на этот опрос подрядить. Но по итогу оказалось, нет, неинтересно, — пишет Телеграм-канал Письма к дочери. — Подрядили все тот же старый добрый Ecoom. Тот, который провел уникально точные экзит-пулы с результатом, всего на один процент отличающимся от результатов Центризбиркома. То есть, они все-таки не для себя хотели узнать что-то новое, а рассказать нам все то же старое. Мол, если в восемьдесят процентов никто не поверил, так вот вам шестьдесят шесть.
И мне вот только одна вещь не дает покоя. Я даже стесняюсь сказать. Это что… если на выборах проголосовали 80 процентов, а сейчас доверяют только 66, получается, что 14 процентов куда-то разочаровались? И мало того, что разочаровались. Акции протеста в стране не одобряют только 72 процента. То есть десять процентов тех, кто голосовал, получается, пошли протестовать. Ну, или хотя бы одобрять протесты.
Не отвечай. Это были риторические вопросы. Потому что для иллюзии реальности, которую создают власти, ни логика, ни последовательность, ни правдоподобие никакого значения не имеют. По правде говоря, с учетом катастрофического уровня доверия к государственным медиа, для этих иллюзий вообще мало что имеет значение.
Кузнецов: «Независимые социологи подыгрывают Лукашенко, рисуя ему процент, которого нет?»
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное