Мнение: Не стоит подымать панику «Запад позволил оккупировать Беларусь»

Почему дипломатическая реакция на введение войск не идет дальше слов и в каких двух случаях могут быть запущены рычаги реагирования.

Телеграм-канал СYNIC объясняет дипломатическую реакцию на введение войск. 

— Сейчас блуждает слишком много настороженных комментариев относительно сущности «учений» РФ-Беларусь, которые представляются как «оккупация Беларуси».

Более того, на фоне переговоров РФ-Запад по безопасности всплывают комментарии о том, что «Запад позволил в военном плане поглотить Беларусь, сместив акцент на Украину».

Начнем с того, что учения РФ-РБ проходят в феврале. Соответственно к началу учений должен быть подготовлен и перевезен абсолютно весь военный контингент, который в рамках этих учений в дальнейшем будет применяться. Поэтому сейчас мы войска и видим — все в рамках закона.

Также стоит учитывать, что в рамках подготовки к проведению учений были согласованы программы, планы, силы. То есть учения проводятся в соответствии с нормами международного права, и они международной организацией «заверены».

Это означает, что на данный момент вплоть до окончания учений (до 20 февраля) максимально возможная реакция Запада — это словесная озабоченность относительно риска потери Республикой Беларусь суверенитета и государственности.

Тем не менее стоит учитывать, что мы будем иметь дело с чисто политической, а не юридической озабоченностью, так как фактических доказательств оккупации в рамках учений идентифицировать практически невозможно.

Сейчас видна озабоченность Литвы и Штатов. Ничего серьезнее мы не увидим вплоть до окончания учений, поскольку реализация юридических процессов санкционирования требует доказательной базы, связанной с нарушением международного законодательства.

По сути, «мы опасаемся возможности оккупации Беларуси» — это единственное, что на данный момент могут сделать западные представители.

Все остальные рычаги, которые выходят за рамки слов, могут быть запущены лишь по окончанию учений в 2 случаях:

1. Минск официально объявит о том, что после учений войска иностранного государства отказываются покидать территорию страны.

2. Запад сможет зафиксировать явный отказ российской стороны покидать территорию Беларуси в течение длительного времени после окончания учений, если подобное не предусматривалось в рамках военных соглашений, подписанных между военными представительствами 2 стран до старта маневров.

То есть до 20 февраля мы даже теоретически не можем требовать никакую «жёсткую реакцию» на учения, сколь бы небезопасными они ни казались.

Максимум для оппозиции — это привязать внимание западных партнёров к данным учениям, чтобы реакция после 20 февраля была более оперативной. Этим оппозиция активно занимается, ведя информационную кампанию с западными представительствами.

При этом стоит учитывать, что Минску и Москве в рамках учений будет позволено в течение нескольких недель «разбираться с войсками» и лишь по истечению этого допустимого срока «подготовки к отбытию» и непосредственно срока отбытия словесные обеспокоенности могут перейти на более весомый уровень.

Вот такие дела. Не стоит подымать панику «Запад позволил оккупировать Беларусь». Запад не может в рамках международного законодательства представить никакой иной реакции, кроме имеющейся сейчас.

Чтобы реакция была более ранней, должно произойти нечто невообразимое — эти войска должны начать захватывать административные здания Беларуси. Шансы на это нулевые, так что такой вариант мы оставляем в качестве фантастического в сторону.

Численность войск при этом не имеет особого значения. Согласованное число считается приемлемым, пока не произойдет этот самый «экстраординарный кейс» захвата административных зданий войсками второй стороны учений. Если прибудет больше согласованного, тогда также можно ожидать реакцию на «иностранную интервенцию». На этом варианты заканчиваются.

Можно ещё, кстати, пробивать через легитимность, но учения в том числе согласуются на уровне военных представительств, чья легитимность не оспаривается Западом, в отличие от Лукашенко. Теперь остаются лишь вопросы относительно того, почему персоны, назначенные нелегитимным представителем, считаются легитимными... Но и их задним числом уже не убрать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.4(12)