Скандалы
Ксения Ельяшевич, TUT.by

Минобразования: мы предупреждали, что школьников нельзя отправлять на картошку

Министерство образования не будет озвучивать данные о должностных лицах, которые в 2016 году использовали труд детей в возрасте до 18 лет.

Таков ответ на коллективное обращение, составленное профсоюзом РЭП по поводу смерти 13-летней школьницы во время сельхозработ под Молодечно. Но чиновники согласны, что такой труд детей нельзя практиковать — местные власти были проинформированы об этом еще весной.

В ноябре профсоюз РЭП собрал около 600 подписей через интернет-площадку zvarot.by под обращением в Минобразования. Составители просили назвать должностных лиц, которые отправили 13-летнюю девочку в тот день на уборку картофеля, а также запретить подобную практику в школах. На сайте появилась копия ответа.

В документе за подписью замминистра Раисы Сидоренко сказано, что ведомство не будет разглашать данные работников, которые направили подростка в поле.

«Информация может не предоставляться на основании обращения в случае, если для ее получения требуется проведение аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав и законных интересов обратившегося лица», — объясняет министерство.

Правозащитник РЭП Леонид Судаленко, который готовил обращение, считает такой ответ министерства «отпиской»:

«Иными словами, нам как бы намекнули на уголовное дело, мол, осудят учительницу, которая была с учениками в поле, значит, она и виновата», — приводит его слова правозащитный сайт «Гомельская весна».

Однако напомним, что вскоре после трагедии Следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). О других фигурантах дела, кроме водителя грузовика, не сообщалось. Чиновники сферы образования города Молодечно поспешили заверить: «Кто недосмотрел, те ответят». Известно, что за детьми в тот день на поле следили только два педагога.

Параллельно с этим в начале ноября пришли ответы на другие обращения граждан (они есть в редакции TUT.BY) по поводу ответственности работников сферы образования за гибель школьницы. По итогам собственной проверки прокуратура Молодечненского района нашла нарушения.

«24 октября прокуратурой в адрес Минского областного исполкома внесено представление [указание] об устранении нарушений законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, причин и условий, им способствующих», — сообщали из прокуратуры.

В Минском облисполкоме на обращения по такому же вопросу отвечали отказом, ссылаясь на расследование.

Минобразования: к сельским работам привлекать школьников однозначно нельзя

В письме Министерство образования разъясняет подробно, можно ли направлять на сельхозработы школьников.

В соответствии со статьей 89 Кодекса об образовании, учащихся запрещено привлекать к выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных учебным планом или планом воспитательной работы.

Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования» определены виды общественно полезного труда, к которым могут привлекать школьников в зависимости от класса. Но указания на сельхозработы там нет.

«Обучающиеся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования <…> к выполнению сельскохозяйственных работ не привлекаются», — подводит итог ведомство в своем ответе.

К другим видам труда учеников привлекать могут, если это прописано в плане воспитательной работы учреждения. Но только в свободное от учебы время. И принимающая организация должна выполнять требования законодательства, в том числе об охране труда.

В Министерстве образования отмечают, что еще 11 апреля 2016 года (то есть за полгода до трагедии в Молодечно) облисполкомам и Мингорисполкому направили письмо № И-05−17/128 о необходимости «неукоснительного соблюдения» этих норм.

«Как видим, министерство еще задолго до гибели ребенка четко обозначило свою позицию», — отметил правозащитник и правовой инспектор профсоюза РЭП Леонид Судаленко.

Напомним, 29 сентября во время выполнения сельскохозяйственных работ в СПК «Восход-Агро» погибла ученица 8-го класса средней школы № 11 Молодечно, 13-летняя Виктория — на нее наехал грузовик. Девочка скончалась по дороге в больницу. Молодечненский райотдел СК возбудил дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека).

В начале октября отец школьницы Олег Попченя направил заявление в Молодечненский межрайонный отдел Минского управления Департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты. Он просил провести специальное расследование несчастного случая. По мнению правозащитников, в действиях нанимателя (СПК «Восход-Агро») и чиновников сферы образования (которые непосредственно отправили школьницу на сельхозработы) усматривается целый ряд нарушений.

В случае назначения спецрасследования со стороны инспекции по труду семья погибшей школьницы может претендовать на выплаты и возмещение морального вреда от нанимателя. Однако для этого нужно, чтобы несчастный случай признали производственным. В конце октября Молодечненский межрайонный отдел Департамента госинспекции по труду отказал в расследовании. Главным аргументом было то, что Беларуси заключать трудовой договор допускается только с гражданами в возрасте от 14 лет — а погибшей было всего 13. И «ни трудовых, ни гражданско-правовых отношений между ОАО „Восход-Агро“ и школьницей не установлено». Специалисты предложили обратиться в суд, чтобы там установили факт наличия трудовых отношений — тогда за расследованием можно будет обратиться еще раз.

Семья погибшей девочки уже обратилась в суд.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)