Филин

Яна Соколова

Марголин: «Казахстану особо бояться нечего. Ведь не правительство будет заниматься транзитом подсанкционных товаров в Россию»

Экономист в интервью Филину — о возможности ограничений поставок санкционных товаров из Казахстана в Беларусь и Россию.

Минфин Казахстана опубликовал для общественного обсуждения проект приказа, согласно которому не будут заверять электронные счета-фактуры на грузы с товарами, произведенными в тех странах, которые ввели запрет на их экспорт в РФ и Беларусь. Без таких документов вывоз товаров из страны будет невозможен.

Означает ли это, что Казахстан опасается попадания под санкции ЕС из-за поставок санкционных товаров в Россию и Беларусь?

Фото Белгазета

— Мне кажется, что если бы это было связано с опасениями попадания под вторичные санкции, то не был бы опубликован проект приказа, а был бы опубликован уже готовый, подписанный документ, — поясняет в интервью «Филину» экономист, член политсовета ОГП Лев Марголин, — Поскольку этого нет, то просматриваются определенные признаки политической игры.

Сначала президент Казахстана откровенно отвечает на вопросы кремлевских пропагандистов в отношении поддержки того, что делает сейчас Россия, и в отношении поддержки самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР».

Затем Россия вводит ограничения на поставки казахской нефти, которая идет через российские терминалы, и сейчас Казахстан мягко предупреждает Россию, что при желании может найтись достаточно моментов, которыми Казахстан может ответить России. Полагаю, это связано больше с этим, чем с опасениями за санкции.

— Как думаете, какой будет реакция Кремля в случае, если эти ограничения будут введены?

— Во-первых, не уверен, что они будут введены. Вполне возможно, что каким-то образом стороны договорятся, потому что Россия тоже не заинтересована в том, чтобы изолировать себя еще с одной стороны. А Казахстан не заинтересован в том, чтобы его крупнейшие месторождения нефти оказались в значительной степени не востребованы, особенно в условиях, когда в мире такой высокий спрос на нефть.

Поэтому я думаю, что в ближайшее время будут какие-то переговоры, не явные, конечно, не официальные, но будет попытка найти какие-то взаимоприемлемые решения.

Санкции-то вводятся не в отношении стран, а в отношении определенных фирм, и поэтому с этой точки зрения Казахстану особо бояться нечего. Ведь не правительство будет заниматься транзитом подсанкционных товаров в Россию.

В Казахстане не так много государственной собственности. Это не Беларусь. Поэтому, ну подумаешь, если какую-то фирму поймают — введут в отношении нее санкции, потом появится еще какая-то фирма. Так что не считаю, что эти действия связаны с боязнью санкций.

Это может таким образом представляться — как ассиметричный ответ.

Когда россияне ограничивают работу терминала, они же не говорят, что это наш ответ за то, что вы высказались по поводу нашей политики, они находят какие-то другие причины. Точно так же и Казахстан, находит ассиметричный ответ, может ссылаться на санкции и так далее. Но я думаю, что это все-таки вопрос двусторонних отношений.

— Какие шансы на то, что Казахстан будет страной, через которую будет идти в Беларусь и Россию параллельный импорт?

— Безусловно, это будет, потому что в Казахстане достаточно много частных фирм, которые не упустят возможность заработать на поставке, например, запчастей для автомобильных предприятий или электронных изделий. Конечно, этим не покроешь все потребности России.

Не исключаю того, что официальные казахские власти будут ловить кого-то и показательно наказывать, но, безусловно, без этого не обойдется. Потому что такова жизнь и такова ситуация в транзитных странах.

Мы же помним, что делала Беларусь после того, как Россия ограничила поставки на свою территорию продуктов питания. Когда появились белорусские креветки и так далее.

Поэтому полностью исключать этого нельзя, но я не думаю, что это будет носить всеобъемлющий характер. Это не значит, что весь Казахстан станет серой зоной. Слишком большая страна для этого и слишком встроена в геополитику. У нее очень серьезные отношения с Китаем, об этом часто говорят. Меньше говорят, что у нее серьезные отношения с Западом, потому что в той же нефтедобыче основные инвесторы — это европейские и американские фирмы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.9(12)