Львовский: «В 90-е годы челноки тоже привозили товары из Польши, не используя систему SWIFT»

Эксперт — о санкциях, из-за которых повысится курс доллара и умрут банки.

Угроза отключения Беларуси от международной межбанковской системы SWIFT в настоящее время выглядит как никогда реальной.

— По всем международным сводкам, по всей международной картине Беларусь проходит таким же агрессором в отношении Украины, как и Россия, — говорит старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский в экспресс-комментарии «Салідарнасці». —  Более того, из-за того, что Беларусь гораздо менее важный торговый партнер для мира, чем Россия, откуда они все покупают нефть, ввести санкции в отношении Беларуси гораздо легче, чем в отношении России.

Поэтому если какие-то санкции вводятся в отношении России, есть очень большая вероятность того, что они будут введены и в отношении Беларуси.

В настоящее время международное сообщество не определилось, будут отключать SWIFT в отдельных банках или по всей стране. Специалист рассмотрел разные варианты.

— Если отключат некоторые банки, это будет означать, что система в основном продолжит работу, а клиенты, физические и юридические лица, просто смогут перейти в другие банки, которые не отключены от SWIFT.

В любом случае, будет это частичное отключение или полное, Беларусь перейдет на аналогичную российскую систему МИР. Это означает, что транзакции с Россией по-прежнему будут вестись нормально. Однако торговля с остальным миром будет затруднена. Зато к России мы привяжемся еще сильнее. Но на этот раз мы привяжемся к экономике, которая находится под всевозможными санкциями и роста которой ожидать точно не стоит, — прогнозирует эксперт.

Он предупреждает, что отключение банков от SWIFT непосредственно прочувствуют на себе и банки в целом, и обычные граждане.

— Для обычных людей сильно осложнится покупка иностранных товаров. Сами товары не перестанут поступать в Беларусь. Но каналы будут не такими стабильными. В 90-е годы челноки тоже привозили товары из Польши, не используя систему SWIFT. Они брали наличные деньги, ехали, покупали товар и привозили.

Торговля замедлится, какие-то товары могут исчезнуть, какие-то только подорожают. Во всяком случае, на первом этапе не будет возможности покупать товары в зарубежных интернет-магазинах. На последующих этапах, возможно, с кем-то удастся договориться, допустим, какой-нибудь российский Ozon перейдет на карты МИР.

А вот AliExpress скорее всего подумает, насколько ему важен наш рынок, насколько он хочет заморачиваться. Да, какая-то часть останется, но все будет гораздо сложнее.

Что касается банков, то, я думаю, уже сейчас начинается новый набег на банки. Они кое-как очухались от предыдущего, который начался в августе 2020 года. А сейчас слухи про отключение от SWIFT привели к тому, что и частные, и юридические лица спешат забирать вклады.

Для юридических лиц это особенно важно, потому что они больше пользуются международными переводами. Особенно те, кто занят деятельностью, где нужны импортные комплектующие или кто продает часть товаров за рубеж.

Масштаб банковской паники пока оценить сложно, но то, что сейчас она не на пустом месте, однозначно. У людей есть рациональная причина так поступать.

Банки, которые отключат от SWIFT, начнут умирать, так как их клиенты постараются перейти в другие, не попавшие под санкции.

Но стоит ли им радоваться, сказать не могу. Потому что теперь в любом случае люди будут с большой опаской относиться к банковским депозитам, так как уже понимают, даже если конкретный банк сегодня не под санкциями, еще пару запусков ракет с территории Беларуси, и в отношении него тоже примут меры, — отмечает эксперт BEROC.  

Непосредственно на курсе белорусского рубля отключение от системы SWIFT не отразится. Но последствия отключения валютный рынок обязательно почувствует.

— Из-за отключения от SWIFT наша экономика в целом станет заметно медленнее, соответственно, доллар вырастет еще.

Но мы в любом случае привязаны к российскому рублю. А сейчас вводятся серьезные санкции в отношении Сбербанка России. Российский рубль станет более волатильной валютой. Раньше у Центробанка России были большие резервы, они могли сглаживать внутренние колебания курсов. Если теперь эти резервы заморозят, остановить обесценивание российского рубля будет гораздо сложнее. То же самое ожидает и белорусский рубль, — уточнил специалист.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(36)