Филин

Валерия Перепелкина

Львовский: «Слава богу, власти выбрали путь повышения цен, а не дефицита»

Экономист — о медленно, но верно ползущей вверх инфляции.

В Беларуси, по данным Белстата, годовая инфляция составила 10,2%. По сравнению с прошлым сентябрем цены на продукты питания выросли на 11,2%, непродовольственные товары — на 10,3%, а платные услуги стали дороже на 8,5%.

Власти изначально планировали годовой прирост цен в 5%, но позже изменили показатель на 9%. Но и тут не угадали: получилось ещё больше. Почему? Филин спросил у экономиста Льва Львовского.

— Есть шутка: в целом, правительству удалось сдержать рост цен, выросли только цены на продовольственные и непродовольственные товары.

Инфляция сейчас растет по нескольким причинам, более того, существуют известные методы, как с ней бороться. Но в текущей политической конъюнктуре к этим мерам не прибегают.

Лев Львовский. Фото Белорусы и рынок

Что это за причины?

— Первая: после коронакризиса рынки лихорадит, продовольственные цены выросли по всему миру. Прежде всего в странах, где вводились локдауны и ограничения в путешествиях. Люди больше сидели дома, а есть меньше они точно не стали. Поэтому мировые цены на продукты и повышаются.

Вторая причина роста инфляции заключается в том, что в этом году наблюдается неурожай разных культур во многих странах, если говорить в среднем. У нас тоже год выдался неурожайный. Соответственно, меньше товаров потребления — выше цены.

Третий фактор: власти Беларуси занялись контролем цен. Казалось бы, это та вещь, которую мы должны были забыть после распада СССР, но нет. Контроль цен может привести либо к повышению цен, либо к дефициту. Слава богу, в итоге наши власти выбрали путь повышения цен, а не дефицита (смеется).

А как за счет контроля цен повышаются цены на товары?

— Если на сто наименований товаров будут контролироваться цены, то магазины компенсируют разницу за счет других наименований: повысят те цены, которые не контролируются государством. Чтобы как-то оставаться на плаву.

Кроме того, продавцы стараются поднять цены еще до введения контроля, то есть заложить потенциальную маржу заранее. Случается, МАРТ видит, что мировая стоимость на что-то растет. Тогда они разрешают разово поднять цену на этот вид товаров до определенного процента. И, конечно, ритейлеры выбирают именно вариант с максимальным повышением цены, дабы застраховаться на будущее.

А когда цены не контролируются, то каждый ритейлер знает, что без проблем можно будет поднять цену на хлеб, если его стоимость вдруг вырастет согласно рыночной конъюнктуре. И все будет у магазина хорошо.

В Беларуси высокие инфляционные ожидания. Вообще, инфляция — это такое самосбывающееся пророчество. Если большинство участников рынка ожидает, что инфляция будет около 10%, то и ведут они себя соответственно: начинают поднимать цены на 10%, требовать повышения зарплат на 10%. В итоге, действительно, инфляция составляет 10%.

Бороться с этим можно, но не контролем цен, а поднятием ключевых ставок. Но на это наше правительство пойти не может по нескольким причинам. Главная — по этим же рыночным ставкам, которые объявляет Нацбанк, закредитованы госпредприятия. Многие из которых, как мы знаем, находятся между жизнью и смертью.

Экспортоориентированные компании чувствуют себя сейчас хорошо. Бум экспорта действительно сильно помог экономике страны и общей финансовой стабильности. А предприятия не ориентированные на экспорт, которые были до этого убыточными или полуубыточными, так и остались на своем месте. Поэтому поднимать ставки правительство не хочет.

Получается, что вопрос с ростом цен никак не решается?

— Власти живут тактикой, а не стратегией. Главное — избежать кризиса здесь и сейчас, пролонгировать его, размазать по времени. С инфляцией тоже так и получается: она растет, но мы не видим каких-то резких пиков. По историческим меркам для Беларуси 10% — еще немного. Ведь мы пережили много эпизодов гиперинфляции.

Руководство страны старается, чтобы показатели ползли вверх, но медленно. Чтобы выйти из этой ситуации, нужны решительные меры. Стоит бороться с корнем проблемы, а не с последствиями. Но с корнем проблемы бороться никто не хочет, поэтому и занимаются таким симптоматическим лечением.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(28)