Политика

Лукашенко анонсировал чистку в вертикали, но попросил действовать «без накатов», как было в 1937-м

На совещании о противодействии санкционным мерам правитель высказался о работе НКО в Беларуси и что делать с «подписантами» из госуправления.

О белорусских НКО

– Еще раз повторяю: предателям прощать нельзя. Тем, кто пытался перевернуть страну и сдать ее «туда», никакого прощения не будет. Мы их видим и выявляем десятками, а то и сотнями, -- заявил Александр Лукашенко, сообщает БЕЛТА. – Те организации, которые финансировались из-за рубежа и организовывали переворот и мятеж, мы все ликвидировали.

Как бы ни было тяжело, мы ведь знали, какие будут последствия. И они сегодня взвыли: «Восстановите обратно!». Они никогда не будут восстановлены.

Он подчеркнул: «Любые фонды, любые организации могут у нас существовать, но заниматься конкретным делом во благо родины. Пусть защищают больных, лечат ковид, пусть чернобыльцам помогают, нищим, обездоленным, людям с ограниченными возможностями, лечат детишек и так далее – милости просим, дорога открыта. Кто-то хочет создать фонды – пожалуйста.

О праве на точку зрения в вертикали. Но

– Нужна как никогда монолитность и исполнительность. Разберитесь особенно с руководителями: слишком много у нас руководителей, которые занимают антигосударственную позицию. И что меня удивляет (это больше всего в Минске): руководители учреждений здравоохранения. Уж слишком много «умных» там появилось, которые готовы за премьер-министра работать, за главу Администрации, руководителей парламента – за всех готовы работать.

При этом Лукашенко отметил:

– Каждый должен иметь свою точку зрения, вы ее и имеете. Я это воспринимаю как данность. Но, дорогие мои, все мы, сидящие здесь за этим столом, и руководители, о которых я сказал, ограничены определенными рамками – рамками руководителя.

Если ты хочешь быть абсолютно независимым и призывать к санкциям, воевать против власти и прочее – вон они в Литве, Польше сидят, там еще есть вакансии. Оттуда все больше и больше хотят назад вернуться. Пожалуйста, на те вакансии поезжайте и там призывайте к санкциям. Знаете, что мы там вас не достанем и шесть или восемь лет по новому закону вы не получите.

– Но если вы руководите коллективом, вы государственные люди (и неважно, частное или государственное предприятие), тем более если вы погоны носите или в государственном аппарате работаете, слушайте, вы понимаете, где вы находитесь. В противном случае, я уже сколько раз говорил, мы будем расценивать это как предательство.

Про 1937-й и сегодня

Лукашенко, как сообщает правительственное агентство, подчеркнул, что не должно быть перегибов и каких-то «накатов, как в 1930-е годы»:

– Вы знаете: «Вот там репрессии и прочее было». Я не знаю. Все эти факты в истории используются, как кому выгодно. Но будем считать, что в 1937-1939 годах было неважно с нашей историей: кто-то кого-то хватал, сажали и прочее. Началась война, а генералы сидят в тюрьме – пришлось оттуда доставать, и они были первыми героями, защищая Советский Союз.

Так вот, чтобы у нас так не было. Видите ли, кто-то за кого-то подписался: «Давай его хватай, тащи…» Мы должны видеть, особенно людей в государственном аппарате. Всех мы все равно не увидим. Их (в стране) тысячи были, которые подписались за «альтернативщиков», ну и что? Мы что, сейчас будем отвлекаться и их ловить где-то? Нам же делом нужно заниматься. И поверьте, за этот год они совершенно другими людьми стали.

По словам Лукашенко, об этом свидетельствуют результаты социсследования: «Сегодня-завтра мы опубликуем социологические исследования: они разительно отличаются от тех, что были год назад. Хотя и те были в удовлетворительном состоянии».

– Поэтому всех этих подписантов мы должны видеть, особенно если они работают где-то «наверху», в вертикали власти. Но сегодня их там ловить и допрашивать, спрашивать с них – зачем? Неужели нечем заниматься? Тем более многие уже в третий раз переобулись.

Но тех, кто нарушал закон, толкал людей на нарушение закона (у нас их тоже немало), вот с этими мы должны разобраться. Но делать это надо аккуратно, осторожно, не должно быть кампанейщины, ибо мы снова превратимся от обратного в каких-то варваров. И полетят невинные головы. Поэтому нельзя допустить искажения, нельзя шарахаться.

Он отметил: нужно заниматься конкретным делом, вести за собой людей и проверять их на конкретных делах: «Спуску никому не должно быть, кто виноват, кто предатель, кто просто не наш человек. Но еще раз подчеркиваю: это кропотливая, спокойная работа специальных органов власти».