Лебедько: «Миф об островке безопасности и благополучия разваливается»

За время правления Александра Лукашенко население страны уменьшилось на 1 миллион человек. И это только официальные цифры.

По данным Белстата, на 1 января 2021 года в стране проживало 9 349 645 человек. А в 1994 году, в год первых президентских выборов, численность белорусов превышала 10 миллионов и составляла 10 243 506 человек.

Анатолий Лебедько обратил внимание, что в планах социально-экономического развития страны на 2022 год можно увидеть одну интересную цифру — количество населения к концу года будет составлять 9,265 миллиона человек. То есть, по официальным прогнозам, нас станет еще почти на 85 тысяч белорусов меньше.

— Надо отметить, что после Второй мировой войны население страны увеличивалось достаточно быстрыми темпами, — говорит политик. — А больше всего нас было в год прихода к власти Александра Лукашенко.

Так что же получается? Нам говорили, что это 90-е были «лихие», самые тяжелые. Но именно за время правления Лукашенко количество граждан Беларуси уменьшилось.

Здесь есть три важнейшие составляющие — рождаемость, смертность и миграция. Давайте рассмотрим каждый из пунктов.

Анализ рождаемости показывает, что мы существенно не отличаемся от наших соседей и европейских трендов: коэффициент рождаемости в Беларуси — 1,4, а в целом по Европе — 1,5. Мы попадали в те же демографические ямы и на те же пики подъема рождаемости, что и другие страны — падение в 80-х, подъем в 2000-х и очередное падение после 2016-го.

Таким образом, отмечает Анатолий Лебедько, неоднократные заявления правителя, что белорусская стабильность, отличная от «проблемной» Европы, даст всплеск рождаемости, не имеют под собой веских оснований, и ожидаемое «демографическое чудо» не стало предметом зависти для стран-соседей.

— Второй показатель — смертность. Здесь все обстоит гораздо хуже, если сравнивать с европейскими показателями. В целом у нас в 2019 году — 13 смертей на 1 тысячу человек. (Данные по смертности за 2020 год, напомним, Белстат так и не опубликовал — прим. ред.). А, к примеру, в 1990 году на тысячу человек было 10,8 смертей.

А ведь этот показатель напрямую коррелирует с уровнем жизни людей, их достатком. Сегодняшние показатели смертности в Беларуси на 23% выше, чем в странах ЕС, и на 85% выше, чем в странах со средним достатком. Вот одна из объективных оценок демографической политики, которая есть зона ответственности власти. Гордиться здесь абсолютно нечем.

Решить проблему низкой рождаемости и высокой смертности, говорит Анатолий Лебедько, можно, в том числе за счет грамотной миграционной политики.

— Многие страны пользуются этим инструментов — к примеру, в Швейцарии доля мигрантов составляет 25%, в Австрии — 16, в Германии — 13. Наши показатели гораздо скромнее. Половина мигрантов — это те, кто приезжает из Российской Федерации, притом из общего количества только треть имеет высшее образование (это, к слову, о качестве миграции).

Да и последние события, миграционный кризис у границы, показывают, что даже люди из стран, которые в недавнем прошлом воевали и где не очень высокий уровень жизни, абсолютно не стремятся остаться в Беларуси, которую пропагандисты рекламируют как уникальный островок безопасности и благополучия. Этот миф разваливается, когда мы смотрим, как мигранты рвутся в Германию, в страны ЕС.

Еще в 2019 году, только по официальной статистике, из Беларуси намеревались уехать 148 тысяч человек — и это цифра значительно превышает количество тех, кто прибывает в Беларусь.

А что мы можем сказать об итогах 2020, 2021 года? Счет идет на сотни тысяч... И это еще одно объяснение, почему наша демографическая ситуация с каждым годом становится все сложнее.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(78)