Филин

Михаил Мишкин

Крук: «Одной рукой доходы могут повышаться, а другой — тут же съедаться»

Экономист — о шкуре неубитого медведя, которую уже делят власти, и о том, за счет чего вырастут зарплаты.

Правительство пообещало поднять зарплаты бюджетникам. Об этом в эфире телеканала ОНТ рассказал вице-премьер Игорь Петришенко.

Как заявил Петришенко, «социальное государство — это основа нашей политики», а потому власти изо всех сил поддерживают социальную сферу — в следующем году туда направят 45% консолидированного бюджета. Обещают увеличить расходы на здравоохранение, образование, а еще поднять зарплаты бюджетникам — на 17%, и «выйти в среднем на 1454 рубля».

В проекте бюджета на 2023 год правительство заложило и рост ВВП, и сдерживание инфляции, и, оказывается, поддержку социальной сферы. Получится ли это сделать, хватит ли денег на все обещания? А главное — с учетом текущей двухзначной инфляции и прогнозной 7-8% на следующий год, успеют ли бюджетники порадоваться прибавке, прежде чем ее «съедят» растущие цены? Эти вопросы Филин обсудил со старшим научным сотрудником BEROC Дмитрием Круком.

Дмитрий Крук

—  Если на минуту представить, что все параметры будут выполнены и инфляция останется в 8%, и зарплаты вырастут на 17% (я так понимаю, что расчет идет в отношении среднегодовой величины), — то уровень, на который выйдут зарплаты бюджетников, будет чуть-чуть выше, чем в 2021 году, — расставляет точки над «і» экономист.

— Для нормальной ситуации это далеко не то, чем стоит хвалиться — что в 2023 году зарплаты торжественно вернутся на уровень двухлетней давности. Даже если удастся, это будет вовсе не свершение. И цифры, которые на первый взгляд кажутся большими — попытка компенсировать то, что было потеряно в реальном благосостоянии в 2022 году.

В среднегодовом выражении, уточняет эксперт, повышение может составить 1,7-2%. При этом многое зависит от того, когда и какими темпами будет происходить обещанное повышение. Зарплаты бюджетников привязаны к т.н. базовой ставке, размер которой пересматривается несколько раз в год — одна история, если она повысится в начале года, и совсем другая — если под конец.

— Очень многое также будет зависеть от того, какой будет инфляция в 2023 году по месяцам, — говорит Дмитрий Крук. — Но в целом, повторюсь, планируется возврат к цифрам 2021 года с надеждой чуть-чуть увеличить зарплаты, если получится.

О том, что бюджетники заживут на широкую ногу, речь в принципе не идет — это попытка компенсировать уже понесенные потери уровня дохода.

Будут ли обещания правительства выполнены? Экономист полагает, что с большой вероятностью — да, поскольку расходы на фонд заработной платы относятся к защищенным статьям бюджета, их выполняют в первую очередь. Другой вопрос, откуда возьмут на это средства — не меньше, а то и больше, чем в нынешнем году.

— Проект бюджета сводится к тому, что устойчивость обеспечивается за счет строки «безвозмездные поступления», — напоминает эксперт особенность белорусского бюджета-2023, — где сидят поступления от России, отчасти за счет поступления трансфертов от нефтезаводов, плюс стоит еще большая сумма. В общем, бюджет на следующий год и зиждется на существенных вливаниях со стороны РФ.

Однако этих, столь трепетно ожидаемых, вливаний может и не быть, допускает эксперт — потому что российская позиция привязана к соглашению о косвенных налогах, где есть множество условий для белорусской стороны. И если какие-то действия не будут выполнены в срок или не соответствуют соглашению, прямым текстом сказано, что бюджетные трансферты могут быть приостановлены.

— В этом фундаментальная проблема всего бюджета, который Россия взяла на короткий поводок. Она контролирует значительную часть доходов (эквивалент 3,1% ВВП), и если их не будет, то поле для маневра в расходной части существенно снижается.

То есть, если Россия даст не все, что нынешние власти планируют и заносят в бюджет, либо вовсе не даст — возникает вопрос, за счет чего правительство будет решать возникшие проблемы: наращивать ли дефицит, либо сокращать пропорционально все статьи расходов, в том числе зарплаты? И однозначного ответа здесь нет.

Например, поясняет эксперт, если пойти по пути роста дефицита бюджета, это поспособствует раскручиванию инфляции.

К тому же есть и второй большой вопрос: смогут ли белорусские власти удержать инфляцию в прогнозируемых пределах. В этом году реальность оказалась куда круче планов — заявленные было 6% разогнались до двузначных чисел, и лишь во второй половине года инфляция несколько замедлилась (в ноябре — до 13,3%).

— Тенденция на замедление, даже до регулирования цен, которым балуются власти, — да, обозначилась, — говорит экономист. — Но сказать, что эта тенденция замедления инфляции прочная и устойчивая, нельзя.

Если бы не желание нынешних властей «раскочегарить», подтолкнуть рост экономики в следующем году, прежде всего, за счет инвестиционной составляющей, можно было бы говорить о базовом прогнозе замедления инфляции. Но предполагаемые массированные интервенции, напротив, с большой вероятностью будут ее разгонять.

Вполне допускаю, что тренд на замедление достаточно быстро сломается и развернется в другую сторону.

Дмитрий Крук обращает внимание, что российский рубль маленькими шажками начинает обесцениваться к доллару. А белорусский с большой вероятностью будет обесцениваться еще быстрее, чтобы сохранить конкурентное преимущество на российском рынке, и это также может быть значимым инфляционным импульсом.

А в итоге — не так важно, по каким причинам, но если инфляция выйдет за заданные правительством рамки, то номинальное повышение зарплат действительно может оказаться «пшиком», и в реальном исчислении зарплаты не вернутся даже на уровень двухлетней давности. В этом году, к слову, несмотря на то, что размер базовой ставки власти корректировали 6 раз, доходы бюджетников «просели» на 4%, а, например, у врачей даже на 10%.

— Намерения властей повысить зарплаты работникам бюджетной сферы, в принципе, логичны, и в реализации номинальной части у меня сомнений немного. Но для реального кошелька и благосостояния людей не менее важно, что будет происходить с инфляцией, а здесь рисков и угроз огромное количество, — резюмирует Дмитрий Крук. — Одной рукой доходы могут повышаться, а другой — тут же съедаться.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(10)