Кох – о введении эмбарго ЕС на поставки российской нефти: «Удар чувствительный, но не смертельный»

Бывший вице-премьер российского правительства Альфред Кох – о последствиях введения потолка цен на российскую нефть.

Карикатура Сергея Елкина

– С завтрашнего дня начинает работать эмбарго на покупку Европой российской нефти, – пишет Кох. –  Я тут почитал свою почту и понял, что у многих моих читателей по поводу этого эмбарго в голове полная путаница.

Они мне пишут и требуют от меня немедленно им объяснить, почему опять Европа проявляет мягкотелость и собирается покупать у Путина нефть аж за 60 долларов за баррель. В то время как настоящие друзья Украины (Польша и страны Балтии) предлагали снизить потолок разрешенной цены до 30 долларов за баррель…

Никакого потолка цен для покупки европейскими странами российской нефти нет и не будет. Ни 30 долларов, ни 60 долларов, ни даже 160. Просто потому, что с 5 декабря Европа вообще не будет покупать российскую нефть.

Ни по какой цене. Вообще не будет покупать. Это, собственно, и называется – эмбарго.

Исключение сделано только для Венгрии, Словакии и Чехии, которым разрешено покупать российскую нефть по нефтепроводу «Дружба» в объеме 300 тысяч баррелей в сутки. Остальные страны (которые раньше совокупно покупали примерно 1 млн. баррелей российской нефти в сутки) прекращают эти закупки.

Но, помимо этого, Евросоюз и страны G7 вводят ограничения на использование их судов и страховых компаний для перевозки (и, соответственно – страхования) российской нефти, закупаемой другими (!) странами. Прежде всего, конечно, Китаем и Индией.

И вот им (судовладельцам и страховщикам из ЕС и G7) запрещено перевозить и страховать российскую нефть, если она другими (!) странами закупается дороже, чем по 60 долларов за баррель.

Суперрадикальное предложение про потолок в 30 баррелей – это детский сад. Просто потому, что установление такого низкого потолка создает у Китая и Индии соблазн фрахтовать суда и страховать перевозки не в странах Евросоюза и G7.

При прочих равных условиях такие фрахт и страховка дороже, чем в ЕС и G7, поэтому они этого сейчас не делают, но при потолке в 30 долларов это станет выгодно, и они уйдут к другим транспортным и страховым компаниям. И тогда они не будут придерживаться никакого потолка вообще.

Таким образом, при экспорте примерно 7 млн баррелей в сутки, Россия с завтрашнего дня имеет проблемы с экспортом 1 млн. Его нужно куда-то пристроить. Сейчас на разных рынках цена на российскую нефть колеблется в интервале от 45 до 75 долларов за баррель. Разумеется, это создает некоторые проблемы для России.

И эти проблемы уже заложены в российский бюджет на 2023 год: в нем запланировано падение доходов от экспорта нефти на 23%.

Удар чувствительный, но не смертельный. И не надо было рассчитывать на большее. Нефть – биржевой товар, нефтяной рынок – глобальный. И локальные эмбарго на такой рынке имеют очень ограниченный эффект.

Но, так или иначе, Запад пошел на этот шаг, а большего он в этом направлении все равно сделать не мог.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(41)