С начала 2024 года в Беларуси заметно выросли цены на картошку. Например, в июле «второй хлеб» подорожал в два раза. В Министерстве антимонопольного регулирования и Минэкономики прокомментировали, что ничего удивительного в этом нет, и в первой половине года картофель стабильно дорожает, а после сбора нового урожая — дешевеет, а в период «смены ассортимента» появляется импорт, который традиционно дороже.
Что происходит с отечественной картошкой и как беларусские власти сами создают все предпосылки для проблем в экономике, рассказал руководитель проекта «Кошт Урада» Владимир Ковалкин.
— Если говорить о картошке (в прошлом году для производства картошки фри Толочинский консервный комбинат поставлял сырье из Новгородской области — С), то для производства некоторых видов продукции нужны определенные сорта, и вполне возможно, что у нас такой картофель не выращивается, — поясняет экономист в эфире Обычного утра. — Что касается в целом цен на плодоовощную продукцию, тут история достаточно проста и в то же время очень симптоматична.
Беларусы не очень в курсе, что приблизительно с весны по конец лета едят на самом деле не беларусские овощи, а, например, египетские. То же самое касается картошки.
Почему? А потому что не сезон, нет урожая. И оказывается, что выгоднее не заготавливать и хранить в стабфонде, а покупать молодую картошку в других странах — потому что своя прошлогодняя картошка уже не тех потребительских качеств, и ее лучше отдать на корм скоту или на какую-то переработку.
Неужели у беларусских частников, дачников и фермерских хозяйств, получается сохранить урожай, а в государственных масштабах — нет? Не совсем так, говорит экономист:
— Все эти годы не было смыла заготавливать такое большое количество плодоовощной продукции на длительный период, потому что была дешевая продукция из стран Северной Африки. Здесь решает рынок: вы ведь, когда приходите в магазин, выбираете лучшую по виду продукцию по минимальной цене, а не в сезон такой была египетская (теперь азербайджанская — С.) картошка.
Вся эта схема вполне прилично работала и у Беларуси не было проблем купить плодоовощную продукцию в той же Африке, добавляет Владимир Ковалкин, пока не началась война в Украине.
Сейчас проблемы есть, и происходит то, что называется «импортированной инфляцией». Это значит, что приезжает импортный товар по международным ценам, и все, что вы можете сделать — это повысить цены у себя, иначе вы разоритесь.
Это лучше всего видно на примере нефти: когда нефть дорожает, моментально начинает дорожать все, в чем есть ее составляющие — бензин, дизтопливо, соответственно, по цепочке дорожает логистика и товары.