Политика

Катерина Батлейка

Котов: «Теперь можно будет под лупой увидеть все привычки и предпочтения человека»

Отследить действия белорусов в интернете станет проще.

Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому владельцев сайтов обяжут предоставлять КГБ и ОАЦ онлайн-доступ к базам сайтов. Соответствующий указ был опубликован на Национальном правовом портале.

Исходя из этого документа, который был подписан 18 октября, КГБ и ОАЦ могут самостоятельно определять поставщиков и владельцев сайтов, которые в месячный срок должны будут зарегистрироваться в информационной системе, а в трехмесячный открыть доступ к базам данных пользователей. В случае невыполнения предписания доступ к сайту могут ограничить.

«Салідарнасць» спросила у политолога Анатолия Котова, что этот указ может означать для белорусов.

Анатолий Котов

— Это продолжение истории тотальной слежки за гражданами Беларуси и теми, кто хоть как-то пользуется белорусскими сервисами в интернете, — отмечает эксперт в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — От услуг провайдера до какого-нибудь форума, чата и интернет-магазина.

Политолог считает, что такой указ может отразиться на поставщиках услуг, потому что они должны будут за свой счет поставить и наладить определенное оборудование, которое будет обеспечивать доступ КГБ, ОАЦ к базам персональных данных.

— Там уже можно будет отследить, кто, что и где пишет, когда появляется в сети, под каким ником. Все это перестает быть секретным. Если раньше для проведения таких мероприятий требовалась какая-то санкция тех же прокуроров, то сейчас это возводится в правило: все, что вы делаете в интернете, все ваши цифровые следы сразу же отправляются в несколько спецслужб Беларуси.

При этом эксперт считает, что люди от услуг поставщиков и интернет-магазинов не откажутся: будут покупать товары, как и прежде. Однако теперь им придется понимать, что любые покупки могут быть отслежены.

— Теперь можно будет под лупой увидеть все привычки и предпочтения человека. Все это делается в том числе для поиска компромата и создания баз уголовных дел.

Если взять какого-нибудь условного оппозиционера Ивана Иванова, то все, что он делал в интернете, может быть вывалено на какие-нибудь желтые помойки. Мол, видите, он прибедняется, а сам купил четыре колеса для лексуса, например.

Я уже не говорю о тайне переписки, которой просто нет. Анонимность исчезает на аппаратно-программном уровне.

Котов также отмечает, что похожая практика применяется и в России, правда, не в таких объемах. Близкое построение такого «цифрового общества» есть и в Китае.

В других же развитых странах строят общество, где конфиденциальность данных, частной переписки и личной жизни находится под серьезной защитой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.7(19)