Конвейер репрессий. Журналисту Денису Ивашину дали 13 лет за «госизмену». Жителя Лунинца будут судить за комментарий. Гомель: обыск у волонтера Светланы Костенко и задержание журналиста Евгения Меркиса

Хроника политического преследования 14 сентября.

***

Гродненский областной суд присудил журналисту Денису Ивашину 13 лет и 1 месяц колонии, сообщают правозащитники. Политзаключенного судили по двум статьям — ст. 365 (Вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел) и ч. 1 ст. 356 УК Беларуси (Государственная измена).

Судебный процесс проходил в закрытом режиме, так как «рассматривались сведения, составляющие государственную тайну». До суда Ивашин находился за решеткой полтора года. Журналист известен своими расследованиями, он сотрудничал с газетой «Новы час» и украинской инициативой «Информнапалм».

***

В суд направили уголовное дело 58-летнего жителя Лунинца, который обвиняется в публичном оскорблении представителей власти в связи с выполнением ими служебных обязанностей, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.

По версии следствия, обвиняемый в мае 2021 года, находясь в России, опубликовал в группе гостелеканала в Facebook «сообщение циничного характера» под видеозаписью сюжета о прощании с летчиками Андреем Ничипорчиком и Никитой Куконенко, которые погибли 19 мая 2021 года в Барановичах.

В феврале 2022 года мужчина вернулся в Беларусь и был задержан. Ему вменяют ст. 369 УК (Оскорбление представителя власти). Суда мужчина ждет под стражей.

***

Завтра вынесут приговор заключенным, обвиняемым в сожжении пугала Лукашенко.

Дело пяти человек будет рассматриваться в суде Московского района Минска. Всем им прокуратура просила тюремные сроки: три года колонии для Ильи Давиденко, 2,5 года колонии для Марины Маркевич, по полтора года для Анны Киселевой, Виктора Химароды и Максима Мацулевича.

Все они обвиняются по ст. 368 (оскорбление Лукашенко), а Илью и Марину — еще и по ст. 342 УК (активное участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок).

Приговор вынесет судья Сергей Кацар, сообщают правозащитники.

***

Адвокат Михаил Макаров и его жена, защитница Виктория Гулькова, арестованы на 15 суток. Об этом «М*диазоне» рассказал друг семьи.

Правозащитникам стало известно, что они осуждены в суде Фрунзенского района Минска по ст. 19.11 КоАП (распространение экстремистских материалов).

***

В Беларуси +10 новых политзаключенных.

Это Екатерина Евдокимова, Полина Полавинко, Владислав Мальцев, Дарья Король, Роман Багрий, Инна Панова, Юрий Короткевич, Олег Кириченко, Артем Крылов, Дмитрий Таратынов.

1337

политзаключенных в Беларуси

по данным на 14.09.2022 г.

***

Стало известно, за что задержан журналист Евгений Меркис. Его будут судить по ч. 1 ст. 361 УК — за призывы к санкциям. Теперь эта статья предусматривает до шести лет лишения свободы.

Сегодня прошел обыск и у отца журналиста — силовики изъяли телефоны и ноутбук.

***

14 сентября суд Первомайского района Витебска приговорил местного жителя Евгения Гукова к 1 году и 10 месяцам лишения свободы. Он был задержан 20 июня этого года и содержался в следственном изоляторе в Витебске.

Согласно обвинительному заключению, с 20 октября по 20 ноября 2020 года сотрудник предприятия «Альянс-Пластик» Евгений Гуков «неоднократно размещал» в телеграм-чатах видео выступления Лукашенко с канала «Пул Первого», которые «сопровождались оскорбительными и нецензурными комментариями, с использованием ненормативной формы речи».

«А зачем вы подписались на канал «Пул Первого?» Для чего?» – спросил судья обвиняемого.

Евгения также обвинили в оскорблении бывшего министра внутренних дел Юрия Караева.

***

Гомельского журналиста Евгения Меркиса, которого задержали вчера после обыска, поместили в изолятор.

На данный момент неизвестно, был ли суд и на каком основании задержан журналист.

***

В провластных Telegram-каналах появилось «покаянное видео» с задержанным вчера адвокатом Михаилом Макаровым. На нем он говорит, что был «задержан сотрудниками милиции за «слив» данных предварительного следствия экстремистскому формированию «АЧК». Также в ходе обыска установлено, что я перекрыл дороги 16 августа 2020 года с Вероникой Ивашкевич и Максимом... Зарегистрировался в августе 2021 года в чат-боте «План П*рамогі» и полностью прошел все вопросы».

Между тем правозащиники отмечают, что «АЧК» на данный момент не является экстремистской организацией. По информации МВД, Михаилу инкриминируется ст. 407 (разглашение данных предварительного следствия или закрытого судебного заседания) и 342 (активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок) УК. Силовики опубликовали его фото с друзьями на марше.

Вчера провластные каналы сообщили о задержании адвокатов, «работавших на группу анархистов». Пока известно о задержании двух адвокатов — Михаила Макарова и Анастасии Саганович.

***

Жена инкассатора «Белгазпромбанка» Анастасия рассказала «М*диазоне» об избиении мужа, травмированной при задержании собаке и уголовном деле против супруга Яна и его брата Алеся Попковичей.

По словам Анастасии, они даже не успели одеться после сна, как в комнату ворвались двое силовиков в полной экипировке с автоматами и четверо человек в черной форме. Кроме Анастасии и Яна, в комнате ночевал их питбуль, который начал лаять на незнакомцев. По словам девушки, один из силовиков выстрелил в собаку из автомата.

Ян и Анастасия Попоковичи

— Он не нападает, он просто испугался и начал гавкать. И они стреляют в собаку. У меня муж забирает собаку, чтобы она не побежала на них, и ложится на нее. Силовики стреляют уже второй раз, в мужа. Я услышала, как он кричит: «Нет, нет, не стреляйте. Я сейчас уберу собаку». Я посмотрела, что в собаку они попали.

Первая пуля прошла по касательной и ранила пса в морду.

— Мужу разрешили вывести собаку на балкон. Я только увидела, что она вся в крови. Муж понял, что пришли за ним, и он просто лег на пол и сложил руки за голову. Эти, которые были в черном, сразу начали кричать: «Лежать, не двигаться, не дергаться, никуда не смотреть, где телефоны?». Телефоны на столе лежали. Они взяли у мужа, начали спрашивать пароль. Он его назвал, сказал пароль от телеграма, но как только они вошли в телеграм, он у мужа «вылетел». Мой телефон просто разблокировали, но не полезли дальше, — вспоминает Анастасия Папкович.

После этого паре разрешили одеться. Яна отвели в другую комнату и, по словам Анастасии, долго избивали. Девушка утверждает, что силовики обвиняли ее мужа, что это он что-то сделал с телеграмом на телефоне и спрашивали, кому он писал последнее сообщение. Эти же вопросы позже задавали и самой Анастасии.

— Я говорю, что он телефон в руки даже не брал, вы же все видели. Они его очень долго били. Мне угрожали, но не трогали. У мужа остались дети от первого брака, которые жили с бывшей женой. Но они думали, что это мои дети и обещали забрать их в приют, а меня посадить на десять лет. Потом начался обыск. Силовики ко мне подходили и говорили постоянно: «Ну что, твой муж фашист? Значит, и ты тоже фашистка, получается?» У меня есть татуировки. Начали про татуировки спрашивать. Этим людям сложно было объяснить, что это руны, а не свастика.

***

Правозащитникам стало известно, что вчера в Гомеле прошел обыск у Светланы Костенко — волонтера инициативы «Скажи жизни ДА».

Причины интереса силовиков к Светлане и подробности пока неизвестны.

Напомним, вчера после обыска был задержан журналист Евгений Меркис.

***

Приговор адвокату Андрею Мочалову оставили без изменений. Апелляционную жалобу адвоката рассмотрел 13 сентября Минский городской суд.

Напоминаем, что 16 июня в суде Ленинского района Минска судья Татьяна Шотик признала Мочалова виновным по ч. 1 ст. 380 УК — адвокат якобы подделал ордер на участие в уголовном процессе, хотя знал, что его исключили из Минской городской коллегии адвокатов. Мочалов был приговорен к двум годам ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа («химия»). Такого наказания просил прокурор.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1.3(12)