Филин

Яна Соколова

Кнырович: Вы не можете сказать программисту: «Дорогой, а не хочешь ли ты переучиться и поехать в колхоз под Кричевом осваивать новую профессию?»

Бизнесмен — о безработице и сокращении количества занятых в белорусской экономике.

Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в эфире телеканала СТВ признала отрицательную динамику по занятым в экономике. По словам чиновницы, на это влияют два фактора — демографический и экономический.

— С учетом все-таки той негативной санкционной политики, которая проходит сейчас в Беларуси, бизнес стал активно оптимизировать свои процессы. И это нормально — каждый считает свою заработанную копеечку. Но каких-то глобальных, серьезных проблем на рынке труда нет. Уровень безработицы — 3,8%, — цитирует «З*ркало» Костевич.

Такой уровень безработицы министр назвала «здоровым», так как он «позволяет найти себе рабочее место, при этом конкурировать на рынке труда».

— В экономической теории есть понятие «здоровый уровень безработицы», — комментирует в интервью Филину бизнесмен Александр Кнырович. —Стопроцентная занятость — свойство Советского Союза — ни к чему положительному не ведет.

Александр Кнырович

Всегда в экономике должна быть часть свободных рабочих мест и часть свободных рабочих рук. Экономика не находится в статичной ситуации: растет и падает выпуск тех или иных товаров, вводятся новые технологии и закрываются старые. И вот когда на рынке есть определенное количество людей и свободных рабочих мест, тогда не возникает напряжений, и люди спокойно переходят с одного рабочего места на другое, новые предприятия находят себе свободные рабочие руки и так далее.

Какой уровень безработицы является естественным, нормальным? Согласно базовой экономической теории, это 6%. Если в стране безработица меньше, можно сказать, что ничего экстраординарного не происходит при одном «но». При этом вы должны этим безработным, которых в Беларуси насчитали около 200 тысяч, обеспечить на период поиска работы достойный социальный уровень.

В отдельных странах Западной Европы срок выплаты пособия по безработице составляет полтора года. Уровень пособия составляет 70 процентов от предыдущего заработка. В наших условиях это было бы больше одной тысячи рублей. Реальное белорусское пособие по безработице – от 25 до 74 рублей в месяц. Решать проблему обеспечения безработных в Беларуси вроде как не собираются, относятся к этим людям как к «тунеядцам».

За время правления Лукашенко количество занятых в экономике снизилось на один миллион человек, и каждый месяц мы устанавливаем новый рекорд. В чем состоит проблема? Есть люди, которые заняты в экономике, и есть все остальные — бюджетники, пенсионеры — те, кто не создают ВВП. Так вот, соотношение между ними меняется в пользу незанятых в экономике. Из-за этого возникает дыра в пенсионном фонде, туда приходится все больше докладывать.

У нас действительно нет проблемы безработицы. 200 тысяч человек как-то справляются сами со своей жизнью. Кроме того, в стране 100 тысяч открытых рабочих мест, на которые люди не спешат трудоустраиваться. Почему? Потому что более чем половина вакансий с зарплатой до 800 рублей — откровенно нищенской.

В колхозах не хватает ветеринарных врачей. Никто не хочет туда идти работать. Вы не можете сказать программисту: «Дорогой, а не хочешь ли ты переучиться и поехать в колхоз под Кричевом осваивать новую профессию? Была у тебя зарплата 3000 долларов, а теперь будет 250, но зато на свежем воздухе». Поэтому у нас программистов много, а ветврачей не хватает. Точно так же не хватает порядка 15 процентов врачей в поликлиниках и больницах. Их тоже взять неоткуда.

У нас скорее дефицит людей в разных областях, чем безработица. Кстати, это проблема в целом в Европе: не хватает людей, а не рабочих мест. С вакансиями все более-менее хорошо. Поэтому министр труда и соцзащиты в целом говорит правильно, но она не озвучивает реально существующие проблемы, которые выглядят не как безработица, а как нехватка рабочих рук в отдельных крайне важных для Беларуси местах.

Такие вопросы решаются на уровне государственного планирования. Эти процессы длятся десятилетиями, и это совершенно другой уровень управления государством. Надо фиксировать проблему и рожать план, нацеленный на десятилетие. И это не план привязки врача на 10 лет к рабочему месту, а создание для него условий.