Кнырович: «Беларусь проигрывает самый главный для себя российский рынок китайским конкурентам — а других рынков у нее нет»

Предприниматель и блогер Александр Кнырович — о том, почему в Беларуси растут зарплаты, но в этом нет ничего хорошего.

Александр Кнырович

Про потенциальную девальвацию в Беларуси говорят как независимые экономисты, так и лояльные режиму эксперты финансовой сферы, например, специалисты Нацбанка, которые осторожно отмечают «рост девальвационных рисков». Что на самом деле происходит в беларусской экономике и бежать ли гражданам в обменники или не доставать заначку из-под матрасов?

— Нужно понимать, что доллар — это такой же товар, как хлеб, стул или автомобиль. Его стоимость определяется в Беларуси стоимостью на бирже: сколько людей (или предприятий) хотят купить доллары за беларусские рубли, и сколько хотят продать. Поэтому у нас все еще рыночное ценообразование, — объясняет бизнесмен, блогер Александр Кнырович на канале Кнырович.План.

— С этой точки зрения в экономике количество беларусских рублей активно увеличивается, притом совершенно непропорциональными темпами по сравнению с ростом самой экономики. В чем это проявляется?

Давайте посмотрим на беларусские зарплаты. По отчету Белстата, они, если не учитывать инфляцию, выросли за год фактически на 20%. Зададимся вопросом: что, мы стали на 20% лучше работать или больше продукции выпускать? Нет, так не получается.

ВВП вырос что-то около 5%, соответственно, даже если вы учтете рост ВВП и ожидаете инфляцию, которую пытаются «зажимать», загонять куда-то под стул — все равно получится, что примерно 10% — это лишние, напечатанные деньги.

Причина роста зарплат, продолжает бизнесмен, проста: в беларусской экономике не хватает рабочих рук. Это тоже признают даже режимные эксперты — да и как не признать, если в республиканском банке вакансий каждый месяц случается новый рекорд по количеству открытых вакансий, и на сегодня это цифра примерно в 140 тысяч незанятых рабочих мест.

— При общем количестве занятых в экономике около 4 миллионов людей — это очень большая цифра, — подчеркивает Александр Кнырович. — И с каждым месяцем она все больше. В результате — зарплаты растут впустую. Потому что, если у вас на заводе работает слесарь, вы вынуждены поднимать ему зарплату — иначе его переманит соседний завод, где не хватает людей.

Но и это еще не все. Есть еще рост потребительского кредитования. Банки Беларуси активно раздают деньги гражданам. Такое кредитование за прошлый год выросло на 25%, и это тоже означает приток беларусских рублей в экономику.

Весь этот поток лишних рублей приходит на рынок — и за счет этого растет розничный товарооборот, растет фактически в два раза быстрее, чем вся остальная экономика.

Однако если кто-то думает, что все здесь хорошо, его ждет разочарование, добавляет бизнесмен. Потому как есть маленькая, но важная деталь. Приходит некто с беларусскими рублями на рынок — и обнаруживает, что там нет беларусских товаров, потому как их больше, напомним, не произвели.  А значит — растет импорт.

И только министерство антимонопольного регулирования и торговли показательно удивляется, отчего в гипермаркетах так мало отечественных товаров, а доля импорта начала активно расти?

— Товарищ Богданов во главе МАРТ сильно этому расстраивается, и потом пишет письмо о том, что наши производители должны лучше работать и обеспечивать торговлю, — говорит Александр Кнырович. — Глупость, конечно, полная: если раздавать деньги вот так бесплатно, то какие производители и что у нас обеспечат?

Тем не менее, факт остается фактом: у нас растет импорт, что видно в статистике внешней торговли. И если в 2022 году был рекорд, в плюс заработали $4 миллиарда, то в 2023-м эта цифра упала почти в четыре раза, хотя был все еще плюс.

На этот год премьер-министр Роман Головченко обещал, что внешняя торговля будет почти $800 миллионов в плюсе, то есть $70 миллионов за месяц…. И в апреле это случилось — только не в плюс, а в минус.

И эта дыра начала ускоренно увеличиваться. Потому что, как отмечалось уже не раз, Беларусь проигрывает самый главный для себя российский рынок китайским конкурентам — а других рынков у нее нет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1.8(47)