Политика

Татьяна Маслова

Класковский: «Новая реальность для МИДа очень дискомфортна»

Политический обозреватель — о безвыходном положении, в котором оказались белорусские дипломаты.

Структурными изменениями во внешнеполитическом ведомстве белорусские власти пытаются прикрыть крах международной политики, считает политический обозреватель Александр Класковский.

— Вообще слова «реформирование» и «переформатирование» МИДа, которые звучали на встрече Лукашенко с Макеем, — это попытка прикрыть крах внешней политики, в первую очередь, ее западного вектора, — отметил эксперт в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Лукашенко тут ссылается на санкции, но надо разобраться, откуда они взялись. И если потянуть эту цепочку, то нужно вспомнить, как проходила избирательная кампания 2020 года.  

Ведь именно убеждение Запада в том, что произошли гигантские фальсификации, плюс потом чрезвычайная жестокость при подавлении протестов, — вот главная причина. Жестокая внутренняя политика породила кризис и на международной арене. Поэтому теперь приходится брать «большие овечьи ножницы» и «подстригать» штат МИДа.

В свою очередь глава МИД, по мнению Класковского, пытается сохранить хотя бы штат своего ведомства.

— Я думаю, что Макей, видимо, хочет минимизировать сокращение, которое, скорее всего, имел в виду Лукашенко под «штукатуркой». Ведь в 2018 году во время кампании по сокращению всех госструктур МИД уже сократили процентов на 30.

Для Макея все это обидно, особенно если вспомнить времена, когда он и его ведомство были «на коне». В 2014 году после начала российской агрессии против Украины Лукашенко смог несколько дистанцироваться от Москвы и на этом получил большие международные дивиденды. Тогда к нам на саммит в нормандском формате прилетала Меркель, а МИД декларировал, что Беларусь — это донор региональной стабильности. Сам вдохновленный Лукашенко твердил, что мы преобразуем Беларусь в новую Швейцарию, имея в виду, что она станет нейтральной страной, где будут решаться важные проблемы, — напомнил политический обозреватель.   

Он считает, что новая реальность может оказаться для внешнеполитического ведомства Беларуси фатальной.

— Конечно, теперь им падать очень больно. Хоть Макей и все мидовцы твердят фальшивые слова об интеграции с Россией, о том, как это будет здорово и какую пользу принесет, но они же и  понимают, что, в случае поглощения Беларуси, в первую очередь, не нужным станет именно их ведомство.

Я думаю, что Путин будет действовать примерно как Сталин в свое время. В СССР только две республики имели свой МИД — Белоруссия и Украина. Это был хитрый план Сталина, чтобы иметь в ООН больше голосов.

Так и Путин может оставить нам герб, флаг и какой-то МИД с минимальным штатом, просто для того, чтобы иметь лишний голос в международных организациях. И вряд ли в таком случае Кремль оставит Макея во главе, потому что в Москве помнят, как он в прежние времена слыл таким либералом и прозападным деятелем. В Кремле такие вещи не забывают, — полагает собеседник.

Он объяснил, как, на его взгляд, внутренняя политика белорусских властей буквально погубила ведомство.

— Теперь все мечты Макея разбились. Понятно, что новая реальность для МИДа очень дискомфортна. Напомню, исход из МИДа после событий 2020 года был довольно массовым. Это признак того, что там работают люди образованные, продвинутые, которые адекватно воспринимают действительность. Думаю, что и после чисток часть таких людей осталась. И можно только представить, какие у них внутренние драмы, когда человек понимает, что все, что говорится с высоких трибун, — абсурд и бред. Но они вынуждены все это повторять, потому что куда денешься? 

На днях Макей выступил с заявлениями о том, что Беларусь может разместить ядерное оружие, может перекрыть транзит газа в Европу. Понятно, что он не мог после соответствующих заявлений Лукашенко сказать как-то иначе.

Но если внимательно его послушать, то можно заметить, что он, наоборот, выкручивается, говорит, что это одна из вероятных возможностей, только один из вариантов. Он понимает, что такие заявления, особенно после посадки самолета, после миграционного кризиса будут остро восприняты на Западе и могут очень болезненно аукнуться самой Беларуси.

Но Макей не может идти против течения, как и другие дипломаты. Они вынуждены проводить в жизнь одиозный конфронтационный антизападный курс внешней политики, который, конечно, ведет страну в тупик и усиливает ее зависимость от России, — заключил Класковский.     

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(110)