Филин

Сергей Василевский

Класковский: Часть украинских политиков, по сути, делает ставку на раскол белорусской оппозиции

Политический обозреватель Александр Класковский рассказал Филину, почему попытки украинских политиков сотрудничать с полком Калиновского в качестве легитимного представителя белорусского народа, по его мнению, выглядят натянутыми и даже рискованными.

Александр Класковский. Фото Змитер Лукашук

— Долгое время популярным было мнение, что Киев не идет на контакт с кабинетом Светланы Тихановской, чтобы не провоцировать Александра Лукашенко. Кроме того, звучали утверждения, что лидер белорусской оппозиции не обладает необходимым для Украины влиянием и ресурсами. Если отбросить эмоции, как можно расценить встречу депутатов Верховной Рады с представителями полка Калиновского? Есть ли в этом своя логика?

— Во-первых, я пока не преувеличивал бы значение этой встречи. Сейчас в основном информация идет со стороны полка Калиновского. Конечно, они заинтересованы в пиаре, чтобы подчеркнуть, что с ними разговаривают как с легитимными представителями белорусского народа.

Эта встреча, на которой присутствовали 12 украинских депутатов, закончилась по сути декларативными заявлениями. Это не позиция всей Верховной Рады и, тем более, не позиция официального Киева.

Но все равно эта тенденция настораживает, даже если это политическая игра лишь части украинских депутатов, политических деятелей. Эта игра, на мой взгляд, недальновидная.

Раньше мы действительно видели, что Киев явно игнорирует офис Светланы Тихановской. Действительно бытовало мнение, что политика украинских властей остается очень прагматичной, они не хотели лишний раз раздражать Александра Лукашенко.

Но вот эти аргументы против сотрудничества с офисом Тихановской, и прежде, и теперь, в контексте того, что в Киеве все чаще вспоминают полк Калиновского, выглядят все более искусственными и притянутыми за уши.

Потому что, если вспомнить какие-то высказывания периода избирательной кампании 2020-го, когда Тихановская на самом деле уходила от вопроса о том, чей Крым, и сравнить ее позицию теперь, то налицо большое изменение.

Она все уже проговорила, что нужно Киеву — и что Путин преступник, и что война эта преступная. Поэтому попытки вспоминать прошлогодний снег выглядят явной придиркой.

Ставка на раскол?

— Сейчас мы видим, что часть украинских политиков хочет пойти дальше. Предыдущим этапом был игнор команды Тихановской, теперь это уже ставка на полк Калиновского, то есть на раскол, по сути, белорусской оппозиции.  

Тихановскую и ее команду есть за что критиковать, в том числе за опоздания с формулировкой стратегии, но она в самом деле феномен белорусской действительности. Это человек, за которого очевидно голосовали миллионы белорусов. И для большой части белорусского общества это лидер, наделенный большой долей легитимности.

Можно критиковать за какие-то ошибки, но в любом случае ни одна фигура из числа политических оппонентов режима, ни одна структура не могут по весу сравниться с ней и ее офисом.

В то же время, я думаю, в Беларуси многие отдают должное мужеству людей, которые сражаются в рядах полка Калиновского, считают, что они своим участием в сражении с агрессорами отстаивают честь нашей страны.

Но вместе с тем, за полк Калиновского белорусы не голосовали. Думаю, большинство белорусов, которые находятся в оппозиции к режиму Лукашенко, слабо себе представляют, что там за люди. Понятно, что они и сами шифруются за редким исключением, да и каких-то ярко выраженных политических заявлений с их стороны не было.

Можно отметить, что ранее до читателей независимых СМИ доходили сведения о каких-то внутренних скандалах, разборках. Было такое впечатление, что и в самом этом полку не все гладко. Там были, мягко говоря, разные люди, некоторые ушли, там раскол был.

Пока что для большинства белорусов полк — это кот в мешке. И поэтому ставить его на одну доску, и тем более, противопоставлять Тихановской — как-то неубедительно. Кроме того, хорошие бойцы не всегда являются хорошими политиками.

Провокационная недальновидность

— Эта линия пока что части украинских политиков даже с точки зрения интересов Киева, его прагматичной политики выглядит неубедительной. Потому что, с одной стороны, они боятся лишний раз раздражать Лукашенко, но с другой — полк Калиновского для белорусских властей не просто раздражитель, а одна из его главных фобий.

Здесь есть и еще одно измерение. С одной стороны, заявления о том, что эти «боевики» могут «пойти на Минск через Малориту», могут быть продиктованы этими фобиями. А с другой стороны, это может быть подготовкой общественного мнения к возможной провокации, белорусскому Гляйвицу, который вроде бы как развяжет руки Беларуси для вступления в войну против Украины.

Раздувание темы полка Калиновского с украинской стороны с этой точки зрения тем более выглядит недальновидной. Потому что белорусские власти, если Путин заставит Лукашенко вступить в войну, или россияне сами могут устроить на границе какую-то провокацию и сказать: «Смотрите, они же сами хотели идти походом на Минск. Они же столько трубили об этом».

И это все может обернуться против Киева. В этом смысле вся эта игра с белорусским полком для Украины выглядит рискованной и недальновидной.

Тихановскую могут толкать к обострению

— Возможно, одна из целей политической игры некоторых представителей Киева вокруг полка Калиновского — подтолкнуть команду Тихановской, других демократических лидеров к более радикальной позиции.

Например, один из украинских аналитиков говорит: вот пусть она отрытым текстом заявит, что Беларусь должна в будущем войти в НАТО.

Но социология показывает, что за вхождение в НАТО — лишь несколько процентов белорусов. И Тихановская с таким тезисом скатится на маргинальные позиции. И тогда в Киеве скажут: а зачем нам иметь дело с такой маргинальной деятельницей?

То есть некоторые представители украинского политикума хотят навязать лидерам белорусских демократических сил свою программу, в то время как эти лидеры должны ориентироваться на белорусские интересы, учитывать состояние белорусского общества.

Комплекс «старшего брата»

— Еще один момент хочу подчеркнуть. Некоторые украинские политики и общественные деятели не осознают, что они, по сути, зеркалят Кремль. Они также подвержены комплексу «старшего брата».

Они говорят, что будут определять, кто является легитимным представителем белорусского народа. А некоторые и вовсе говорят, что мы при желании своего какого-то человека поставим во власти в Минске, если белорусы не имеют воли к борьбе.

Эти заявления ни чем не отличаются от позиции Кремля, потому что Путин также хочет определять, кто в Украине должен быть легитимным руководителем, какой должна быть власть.

Если резюмировать, то с точки зрения интересов Киева, с точки зрения перспективы было бы правильно крепить союз со всеми белорусскими демократическими силами, искать максимум союзников, а не раскалывать тех, кто хочет перемен в Беларуси.

— Сегодня многие вспоминают участь Белорусской Народной Республики, так и не получившей широкого международного признания, и бойцов добровольческой армии Булак-Булаховича, которых польские власти разоружили в 1920-м. Не рискуют ли бойцы-калиновцы стать разменной монетой в чужой игре?

— Конечно, такой риск есть. Ведь здесь нужно абсолютно четко понимать, что любое государство и его политики прежде всего преследуют собственные национальные интересы. Это, конечно же, касается и Украины.

Вызывает ироничную улыбку тот факт, что межфракционная группа украинских депутатов заключает какие-то договоренности, пусть пока устные, по сути, с подразделением ВСУ. То есть со структурой, которая формально является украинской. В этом видится некий парадокс, нелогичность.

И судя по тому, как отчитывается пресс-служба полка, в этом чувствуется момент эйфории: «Нас признали, у нас такие политические перспективы». Конечно, им не нужно впадать в эту эйфорию, необходимо быть достаточно осмотрительными. Еще раз подчеркну: Украина преследует свои национальные интересы.

Тут важно не оказаться игрушками в чужих руках. Мы видели, что Киев был очень прагматичен всегда в отношении режима Лукашенко. Старался не присоединяться к санкциям, до последнего торговал — уже после разгрома белорусского мирного восстания 2020-го.

Мы видим, что и сейчас прагматизм этот проявляется в том, что там не хотят устраивать встречу с Тихановской, если говорить конкретно, если шире — сотрудничать с ее офисом. Можно предположить, что политика Украины и в будущем будет прагматична, и ориентирована на достижение их национальных интересов. А белорусам в любой ситуации нужно думать о своих белорусских интересах.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(59)