«Каждый раз после отрицательного успеха монетарных экспериментов белорусские власти бежали на три буквы»

Телеграм-канал Письма к дочери — о запуске печатного станка и о том, получится ли купить лояльность населения.

— Нацбанк сказал — Нацбанк сделал. Обещал Нацбанк еще в прошлом году, что будет печатать немножко денег экономике на бедность, и напечатал. На 1 марта наличные деньги вместе с переводными депозитами (это деньги, которые хранятся на карточках) выросли почти на 50 процентов.

Последний раз такими темпами деньги росли, кажется, в конце 2010, когда надо было обеспечить лояльность подведомственного населения перед выборами.

С лояльностью, впрочем, и тогда уже не очень задалось. Зато с финансовым кризисом тогда все получилось.

Так что в этот раз по поводу задачи обеспечения лояльности я не уверен. Лояльность подведомственного населения власти как-то вот, по-моему, привыкли обеспечивать внеэкономическими методами регулирования. Оно опять же и дешевле получается. А то ведь на неблагодарное население никакой денежной массы не напасешься. Даже широкой.

Так что не ради лояльности населения оно все затевается. Просто экономика у нас, как ты знаешь, хорошая, только маленькая. И плохо растет. Вернее, не то, что она совсем растет, а немножко наоборот. Демонстрирует, короче, пятипроцентные темпы отрицательного роста. А надо, чтобы положительного.

А белорусские власти до этого двадцать лет учились стимулировать экономику напечатанными деньги, пока не начали заниматься всякими монетарными глупостями. А теперь, раз монетарными глупостями заниматься не получается, то решили вернуться к истокам суверенной экономической теории.

Правда, суверенные экономические теории каждый раз заканчивались неприятными последствиями в области экономических практик. В 95 не получилось, в 98 не задалось, в 2008 пошло немножко не так, в 2011 все чуточку обвалилось и в 2015 опять закончилось некоторыми неприятностями финансового свойства.

Вот в результате всех этих неприятностей белорусский рубль обесценился в сто миллионов раз. Но это, конечно, не повод, чтобы снова не попробовать внедрить суверенные экономические теории в практику.

Потому что, во-первых, каждый раз во всех этих кризисах были виноваты не белорусские власти, а внешние силы, которые заносили заразу кризиса с мировых финансовых рынков. А во-вторых, за последние пару лет белорусские власти гораздо лучше освоили немонетарные методы регулирования финансовой стабильности.

Этим немонетарным методам ведь, в сущности, все равно что делать. Можно выковыривать из-под плинтусов граждан сомнительной лояльности, а можно разоблачать продавцов, нелояльных к государственной ценовой политике. Поэтому нет никаких причин, чтобы еще раз не попробовать.

Правда, есть нюанс. Каждый раз после отрицательного успеха своих монетарных экспериментов белорусские власти бежали на три буквы (я МВФ имею, если что), чтобы рассказать, что в случившемся виноваты не они, а объективные исторические обстоятельства. Попутно еще приходилось объяснять ЕС и США, что в глубине души белорусские власти хорошие и местами по своему характеру даже демократичные.

Но вот меня терзают смутные сомнения, что в этот раз у них опять получится провернуть этот трюк.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.3(29)