Общество
Илья Горин

Как развивались события после взрывов в Витебске в 2005 году

В сентябре 2005 года в Витебске прогремели два взрыва, в результате чего в больницах оказались около 50 человек. Власти сходу отвергли версию теракта, виновные до сих пор не найдены. «Салідарнасць» вспомнила, как развивались события после тех страшных дней.

Напомним, первая бомба рванула 14 сентября на автобусной остановке без больших последствий. Правоохранительные органы отреагировали на ЧП вяло — “дети балуются”. Через неделю, 22 сентября, последовал еще один взрыв — на этот раз в людном месте, возле кафе “Эридан” сработало устройство в виде пивной банки, начиненной гвоздями и другими металлическими предметами. В больницы попали почти 50 человек. “Это не теракт!” — уверенно заявили представители властей.

Несмотря на кустарный характер бомб (пивные банки, начиненные гвоздями и другими металлическими предметами), журналисты с большой долей уверенности утверждали, что неизвестные злоумышленники довольно тщательно готовили это преступление. Первый взрыв, скорее всего, являлся «тренировочным». Но место — автобусная остановка — было выбрано так, чтобы он не остался незамеченным.

Вторая бомба взорвалась возле кафе, где было полно молодежи. Игнорировать десятки раненых чиновники и силовики уже не могли. Спустя несколько часов по милицейским каналам поступила ориентировка на задержание в связи с событиями в Витебске «двух мужчин кавказской национальности, один из них одет в коричневую куртку».

Днем 23 сентября блюстители порядка отрапортовали о задержании пяти человек. Однако вскоре эти люди были отпущены, поскольку не имели к взрывам никакого отношения.

Составленные милицией фотороботы двоих подозреваемых опубликовали только независимые газеты. Государственные СМИ фактически замолчали это «малозначительное» событие. Зато им воспользовались спецслужбы, чтобы обшарить квартиры витебских оппозиционеров. Взрывчатку не нашли, зато изъяли бело-красно-белые флаги и листовки.

Вскоре были задержаны и отправлены за решетку двое подозреваемых — братья Виталий и Юрий Мурашко. О том, что преступники найдены, было отрапортовано на самом высоком уровне — Александр Лукашенко лично уведомил об этом общественность. Однако за три месяца следствию так и не удалось добыть доказательства вины братьев. И только спустя примерно полгода в отношении Виталия и Юрия была изменена мера пресечения: их отпустили из следственного изолятора под подписку о невыезде.

Спустя год после взрывов, в октябре 2006, в Управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией по Витебской области начали допрашивать молодежного активиста Павла Красовского. Он был задержан в качестве подозреваемого в причастности к взрывам в областном центре. В ходе одного из допросов молодого человека обвинили в совершении двух убийств с изнасилованием, которые произошли в 1999 году в Борисове и Витебске. Красовского продержали в изоляторе с 5 по 15 октября, после чего отпустили под подписку о невыезде с требованием являться на допросы в Витебск. А 15 ноября с него были сняты обвинения в изнасилованиях и убийствах семилетней давности.

В ноябре 2006 года заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Беларуси Владимир Тихиня на пресс-конференции заявил, что по делу о взрывах в Витебске в сентябре 2005 года подозреваемых и задержанных нет. Было озвучено, что есть фигуранты, которые по информации правоохранительных органов, причастны к совершению этих преступлений, а также, что в ходе расследования добавляются новые версии. Назвать -- какие именно -- представитель МВД отказался.

31 октября 2007 года стало понятно, что следствие вперед не продвинулось. О том, что правоохранительные органы не установили подозреваемых и виновных во взрывах в центре Витебска, сообщил Генеральный прокурор Беларуси Петр Миклашевич. По его словам, «расследование уголовного дела продолжаются, в рамках него был привлечен не один десяток человек за незаконное хранение боеприпасов и огнестрельного оружия».

Также Миклашевич уточнил, что «был задержан сотрудник КГБ по Витебской области за хранение боеприпасов, но его причастность к взрывам не установлена».

Прошел еще почти год. Информации о том, кто конкретно стоял за взрывами в Витебске, на сегодняшний день нет.