Прежний опыт подсказывает: в рамках существующей системы нужно оставаться серой мышью, слишком самостоятельных и амбициозных Лукашенко со временем отстреливает. Ни за лояльность, ни за заслуги перед режимом награды на самом деле не будет.
Как Лукашенко заземлил Маркова
Спустя четыре месяца после назначения Марата Маркова министром информации можно почти с уверенностью сказать, что в его жизни произошла большая неприятность.
В июне, при назначении Маркова министром, Лукашенко чуть ли не издевался, когда спросил уже у бывшего главы ОНТ, что сподвигло его согласиться на работу в правительстве.
– Одно дело работать там, где ты уже как рыба в воде. Другое дело – на чиновничью работу перейти, хоть и серьезную, – сказал правитель.
Марков в ответ никакого энтузиазма не выразил, отметив, что он готов контролировать исполнение нормативных документов и имеет опыт работы аудитором.
Что потерял чиновник при назначении министром? Прежний уровень влияния, возможностей и автономности. Руководя ОНТ (по некоторым оценкам, самым популярным гостелеканалом), Марков мог гнуть свою линию и чувствовать себя довольно независимым.
Кстати, Лукашенко при назначении чиновника министром чуть было даже не отобрал у него авторское шоу, лишив порции славы:
– Я буду только рад, если будешь справляться и будешь вести свою передачу. Но не в ущерб основной работе… Но у тебя должна быть хорошая замена, когда она будет.
А что получил Марков при назначении на пост министра? Повышенную ответственность («За возможности вы ответите головой. Там деньги немалые») и небольшое количество подчиненных – вместо нескольких сотен сотрудников на ОНТ. На новой должности дочку не устроишь (Анастасия Маркова – ведущая интернет-проекта «Ликбез BY»).
Министр в лукашенковской Беларуси – это, по большому счету, человек на побегушках. Красивое название должности идет вместе с маленьким функционалом.
У министра Маркова есть сразу несколько куда более высокопоставленных коллег: заместитель Администрации президента по идеологии Владимир Перцов и пресс-секретарь правителя Наталья Эйсмонт. Да и глава Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт, как обмолвился Лукашенко, «тоже фактически в должности министра – приравнена должность».
Кстати, об Эйсмонтах. Нельзя исключать, что идея заземлить Маркова могла принадлежать пресс-секретарю правителя, имеющей прямой доступ к его ушам. Неизвестно, что Наталья Эйсмонт наговорила Лукашенко, но теперь ее муж и Марков не выглядят людьми с равными возможностями.
Пока Иван Эйсмонт в рамках возглавляемого им холдинга занят развитием нового телеканала («Первый информационный») и хочет запустить еще один (на английском языке), Марков выступает с общими заявлениями на разных совещаниях. Заниматься блокировкой «экстремистских» ресурсов явно мог бы человек попроще – какими и были прежние министры информации.
При назначении Маркова в правительство могло показаться, что функционал министра информации как-то увеличится, но, похоже, этого не произошло. Что напоминает ситуацию осени 2020 года, когда Лукашенко отправил Валерия Вакульчика и Юрия Караева в отставку с постов главы КГБ и руководителя МВД с красивыми обещаниями, что якобы полномочия помощников правителя в регионах будут существенно расширены.
Но за что Лукашенко заземлил Маркова? Интересно мнение бывшего сотрудника БТ Дмитрия Лукши, который в интервью Ток не смог назвать Ивана Эйсмонта выдающимся медиаменеджером, а Марата Маркова охарактеризовал как умного и амбициозного чиновника. Возможно, в глазах правителя глава ОНТ стал слишком выделяться, получая и автономность, и известность.
Читайте еще
Избранное