Политика

Михаил Брошин

Как кремлевская пропаганда объясняет сопротивление украинцев

Долгое время московские идеологи убеждали сами себя и окружающих, что украинцы мечтают о дружбе и братстве с Россией, а помехой тому лишь «киевская хунта».

Уже после начала «спецоперации» Владимир Путин выступил с заявлением о «шайке наркоманов и неонацистов, которая взяла в заложники весь украинский народ». Тогда же российский президент утверждал, что «боестолкновения российской армии, как и ожидалось, происходят не с регулярными частями вооруженных сил Украины, а с националистическими формированиями».

Однако с Путиным не согласны даже его собственные пропагандисты.

«Ужас в том, что многие украинцы готовы эту шайку защищать и жертвовать ради нее жизнью». Это цитата из статьи РИА Новости.

Но, признав сей факт, российское государственное агентство вынуждено искать объяснения: «Как так получилось? Как вообще до этого дошло?»

Ответ не блещет оригинальностью: во всем виновата «киевская хунта». Эти «изверги», по версии РИА Новости, издеваются над украинцами: «Много лет промывают мозги и заставляют говорить на мове».

Но почему же люди в Харькове и Днепре, Киеве и Сумах, Чернигове и Виннице терпели такое отношение? Пропагандисты пытаются объяснить это тем, что украинцы в полной мере отхватили «стокгольмский синдром»:

«Он включается обычно у заложников, захваченных террористами. Им страшно, больно, их бьют, угрожают. Чтобы не сойти с ума, человек включает защитный механизм — убеждает себя в том, что террорист прав. Сочувствует ему. Пытается защищать».

«Стокгольмский синдром» как механизм психологической защиты действительно описан в психологии. Однако встречается он лишь у 8% заложников, а не у подавляющего большинства. Таким образом, эта попытка современных политруков провести псевдонаучное обоснование под сопротивление украинцев российскому вторжению не выдерживает никакой критики. Но это не мешает РИА Новости подытожить:

«После освобождения Украины потребуется, конечно, целый комплекс мер, чтобы привести в чувство этот психически нездоровый народ».

Целый народ объявить больным – это ли не нацизм?

Другая статья того же агентства прямо в заголовке опровергает тезис Путина о «спецоперации»: «На Украине идет гражданская война между русскими и антирусскими».

Автор этой публикации попробовал поразить аудиторию парадоксом: «То, как украинская армия воюет, а немалая часть украинского общества поддерживает войну, лишь подтверждает тезис Владимира Путина о том, что русские и украинцы — один народ».

Далее следует разъяснение:

«Проблема в том, что часть этого единого народа за 30 лет и особенно за последние восемь из них превратили в жестко антирусских. Причем вне зависимости от этнического происхождения. Антирусскими могут быть далеко не только этнические украинцы, но и кто угодно: те же евреи (Зеленский — показательный пример) или даже этнические русские (примеров масса). И в этом смысле нынешний конфликт имеет признаки гражданской войны. А гражданские войны, к сожалению, зачастую бывают крайне кровавыми и бескомпромиссными».

Стоит напомнить, что украинцы столь же отважно и самоотверженно воевали против фашистской Германии. Поэтому отсылка именно к гражданской войне выглядит надуманной. Люди просто защищают свою землю от агрессоров: хоть с Запада, хоть с Востока.

Правы пропагандисты лишь в одном – между Россией и Украиной действительно идет полноценная война, хотя Кремль это всячески отрицает.

И, похоже, некоторые деятели начинают прозревать. Еще минувшей осенью завсегдатай российских ток-шоу режиссер Карен Шахназаров утверждал:

– Украина – слабая страна, которая оказалась после распада СССР с разнородным населением. Нет единой нации украинской. Юг, Восток, большая часть населения не осознаёт себя, у них нет традиции государственности. Западная Украина пытается создать нацию путём навязывания языка, но нация создаётся столетиями, это долгий и умный процесс.

Тем сенсационнее звучат нынешние признания Шахназарова в эфире «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым»:

– Мы, конечно, много об этом здесь говорили по поводу разорванности украинского народа: север, юг, там запад, восток. И я про это много говорил. Но надо отдать должное: они за 30 лет, судя по всему, вообще сколотили нацию. Та нация, которая за пределами Донбасса, Крыма… но вообще ощущение, что вот эта нация – центральная и западная Украина – она стала достаточно единой.

Мы не видим массовой сдачи в плен, мы не видим особой приветливости со стороны украинских граждан… Мы видим упорное сопротивление ВСУ, которые, как бы, видимо, полагалось, что они, кроме нацбатов, не будут сражаться. Они сражаются! Не будем отрицать реальность.

То, что стало неожиданностью для Шахназарова, является большим сюрпризом и для россиян в целом. Многие, включая Путина, застряли где-то на полпути между отрицанием и гневом. Но рано или поздно им всё-таки придется принять случившееся. И ответить за содеянное.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(100)