Как белорус уехал во Францию и открыл там модный дом
В рамках проекта «Жизнь (не)обыкновенного белоруса» модельер Юрий Кот рассказал «Салідарнасці» о современной моде, белорусском льне, а также о том, чем ГУМ и ЦУМ отличаются от французских магазинов.
Уроженец Минска, Юрий Кот уже более 20 лет живет во французской Тулузе и создает одежду для звезд европейского шоу-бизнеса, членов королевских семей и крупных бизнесменов. В Минск модельер приехал, чтобы показать коллекцию вечерних платьев из льна, попутно пообщавшись с журналистом «Салідарнасці».
О цене успеха
– Когда я приехал во Францию, я вообще не говорил по-французски, не знал ни одного слова. Поэтому, даже несмотря на то, что я раньше жил в Москве и работал в шоу-бизнесе, адаптироваться было очень сложно. Фактически нужно было все зачеркнуть и начать заново.
Через месяц после того, как я приехал, решил сделать первый показ. У меня было понятие, что Франция – это страна моды. Я думал, что если я сделаю здесь яркую коллекцию с «наворотами», то все сразу побегут это покупать. И мы закупили каких-то сумасшедших тканей, сделали коллекцию и устроили показ.
Публика приняла это хорошо, но... задала один единственный вопрос – а куда это носить? Это было как пощечина, причем очень сильная. Тогда я понял, что мода – это не те необычные вещи, которые вы показываете на подиуме, – это вещи, которые могут вас прокормить. Чтобы кушать, хотя бы два раза в день – утром и вечером, приходилось много работать. Так продолжалось первые два года.
Первый крупный успех пришел позже, когда мы устроили большой показ и уже вечером того же дня, еще до того, как мы доехали до ателье, стали звонить многие люди, оставляя заказы.
Вся коллекция была продана практически на месте. После этого мой директор подошел ко мне и сказал: «Вот сейчас ты можешь делать то, что захочешь». Тогда мы стали создавать креативную одежду, одевать богатых людей, среди которых была, например, тетя короля Дании, члены буржуазных семей Франции, много клиентов из Италии, США, Бельгии. Мы даже несколько лет работали для L'Oréal, создавая одежду для шоу, на котором они представляли продукцию по уходу за волосами.
Работая во Франции, я понял, что самое главное в этом бизнесе – это талант и огромное желание работать. Люди смотрят на художников-модельеров, и им кажется, что все это так просто. На самом деле это труд каждый день – часами и сутками. Например, сейчас я делаю три коллекции одновременно, и мне просто не хватает времени на сон. Кстати, многие молодые французы, даже те, которые обучались в лучших школах, не выдерживают этого темпа – у них не остается ни денег, ни желания, ни сил. Поэтому белорусам, которые сюда едут, важно понимать, что их здесь никто не ждет. Вы приезжаете и первое, что необходимо делать – это доказывать всем, что вы что-то можете.
О белорусском льне
– Несколько лет назад мы удивили всех во Франции, выпустив коллекцию изо льна. Обычно люди привыкли к повседневной одежде из этого материала. Мы же решили делать другие коллекции – вечерние платья для выхода, для свадеб. За границей лен – это очень дорогой продукт. Например, у меня свадебное платье изо льна стоит тысячу евро минимум, есть платья и по 2-2,5 тысячи.
Раньше белорусский лен был очень груб, поэтому использовать его было просто неинтересно – он был неприятен даже на ощупь. Сейчас появился очень тонкий рубашечный лен, жаккардовые ткани, которые выглядят хорошо, практически не мнутся. Да и с цветами ситуация стала лучше. Тем не менее, если зайти в белорусские специализированные магазины, то там выбрать нечего: какой-то старинный бабушкин крой, который никому не нужен. В Беларуси люди хотят носить хорошие льняные вещи, но пока их здесь, к сожалению, нет.
Может ли Беларусь стать ведущим производителем льна? В Европе есть такие страны, как Бельгия, Франция, Шотландия, которые производят льняные ткани уже более 600 лет. Очень хорошего качества. Чтобы выйти на этот уровень, белорусам нужно работать и работать. Более того, если просто сделать коллекцию из белорусского льна, расшить ее цветами, как это обычно происходит, и отправить ее за границу – это никому там не будет нужно. Нужно уметь удивить публику.
О моде и белорусах
– Когда я приезжаю в Беларусь и хожу по большим магазинам, по ЦУМу или ГУМу, больше всего меня поражает, как там представлена одежда. Полки забиты вещами, которые лежат там как старое тряпье. Женщины вынуждены рыться в нем будто в комоде. Я считаю, что это неуважение к покупателю, также как и то, что продавщица, даже в элитных магазинах, считает себя выше того, кто туда зашел. Нам нужно начинать с уважения к людям – когда это появится, может быть, что-то изменится...
Я часто приезжаю в Беларусь и вижу, что здесь многое меняется. Вижу, что даже дети становятся немножко стилягами, начинают думать о своем внешнем виде, надевают красивые брюки, рубашки. Все становится более ярким, люди становятся более стильными. Я чувствую, что позитивные перемены все же происходят. Беларусь – молодая страна и ее будущее находится в руках молодежи, строится молодыми людьми. Им предстоит еще многое перестроить и переделать, но сейчас для этого самый лучший период – непростой, но очень интересный.
Читайте еще
Избранное