Кац: «Страну придется долго чинить и приводить в порядок»

Аналитик – про завещание детям и внукам россиян. А пока их, по его оценке, ждет кризис, несравнимый с поздним СССР и «лихими 90-ми».

— Произошедшее в России в последние недели часто сравнивают с катастрофой «Титаника», — говорит политический аналитик Максим Кац на своем канале. — Лайнер уже наткнулся на айсберг, в трюмы хлещет вода, некоторые пассажиры уже все поняли и расселись по спасательным шлюпкам — но капитан и команда твердят, что все в порядке.

Многие верят капитану — ему же якобы виднее — и продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не случилось.

Впрочем, еще более точная аналогия, по мнению аналитика — подводное землетрясение: мощные подземные толчки (в данном случае рукотворные) становятся причиной цунами, и огромные волны сметают с лица земли города вместе с жителями.

— Сейчас мы видим лишь очертания предстоящих волн, — считает Кац. — Они ударят по нам через какое-то время. Тем более, что землетрясение, то есть война в Украине, еще продолжается. Но сделать первые оценки уже можно.

По словам аналитика, сравнивать грядущий экономический кризис с временами позднего СССР некорректно, поскольку та страна была вдвое больше по количеству населения, включала в себя еще 14 союзных республик, помимо России, а также имела страны-сателлиты в Восточной Европе и других частях света, объединенные в Совет экономической взаимопомощи. У современной России нет ни тех ресурсов, ни прежних союзников.

— Даже в условиях экономической изоляции и санкций СССР мог достаточно долго отдалять во времени свой коллапс. Главной его проблемой была неэффективная плановая экономика, из-за чего этот коллапс был неизбежен. В итоге дошло до огромных очередей и продуктовых карточек.

Но с точки зрения обеспечения собственных нужд и импортозамещения, сегодняшняя Россия, представляющая 2% мирового ВВП и интегрированная в мировую экономику, ни по какому критерию не может даже близко сравниться с СССР.

Сравнение с 90-ми, говорит аналитик, также не работает: в тот трансформационный период происходил переход от плановой экономики к рыночной, гиперинфляция привела к обесцениваю сбережений и коренному изменению образа жизни. И все же это было время развития, а не упадка, в Россию массово пришли инвесторы и начался бурный рост локальных производств.

— Сегодня ситуация совсем другая. Путин свернул создание демократических институтов, выстроил автократию, а затем напал на соседнее государство. Будущее нашей страны, мягко говоря, туманно, а инвестировать в нее сейчас даже более рискованно, чем иметь дела с колумбийским наркокартелем.

Те крупные корпорации, которые еще не свернули дела в России, скоро столкнутся с такой волной критики в своих родных странах, что под угрозой окажется уже весь их бизнес, а не только российская его часть. Но дело не только в критике. Мало кто захочет вкладывать деньги в страну, где высшие чиновники всерьез рассуждают про национализацию имущества компаний из недружественных стран, в список которых может попасть кто угодно и в любой момент времени.

По мнению Максима Каца, россиянам стоит готовиться к комбинации кризиса позднего СССР и России 90-х, с жесточайшим товарным дефицитом всего, от машин до молока (у производителей уже не хватает импортного картона для изготовления упаковок), с гиперинфляцией, безработицей и сломом привычного уклада жизни.

Всем тем, кто инвестировал в карьеру и образование, надеясь устроиться в филиалы западных компаний, придется переквалифицироваться «в таксисты или курьеры».

— Станет ли России легче, когда война закончится? Конечно, станет! Мы перестанем быть гражданами страны, которая бомбит гуманитарные объекты, которая убивает мирных людей без всякой цели. Развитый мир перестанет нас изолировать от себя — конечно, после смены руководства страны. Уже новому руководству будет предоставлен шанс все это разгрести.

Но надо обратиться к предыдущему опыту, чтобы сравнить последствия. Наследие и афганской, и особенно чеченской кампании, которые по масштабам и близко не стояли с тем, что творится сейчас, не изжито до сих пор.

Последствия войны в Украине — уничтоженную международную репутацию, постоянное чувство вины, долгосрочные последствия санкций в форме окончательной утраты энергетических рынков, абсолютно изуродованную социальную среду, необходимость заново проходить путь гуманизации — все это мы завещаем своим детям и даже внукам. Страну придется долго чинить и приводить в порядок, — резюмирует аналитик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(57)