Экономика

Виктория Прокопович

Иосуб: «Нет такого рынка»

Про естественные финансовые потери в это время.

Российский эксперт по биржевым стратегиям в прямом эфире выпил «за упокой» фондового рынка. После беспрецедентного обвала фондовый рынок РФ закрыт с понедельника 28 февраля, и нет никакой информации о том, когда возобновятся торги.

О том, считать ли это началом конца российских фондовых бирж, и есть ли шансы спасти сбережения в российских (а тем более в белорусских) рублях, «Салідарнасць» спросила эксперта.

Вадим Иосуб. Фото belbiz.by

— Фондового рынка в России уже нет, — отмечает в экспресс-комментарии старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб. — Точнее, я бы даже выразился так: нет такого рынка. Это относится не к выражению «фондовый рынок России», а «рынок российских акций», поскольку последнее понятие более широкое — акции крупных российских предприятий, помимо российского рынка, торговались на биржах Нью-Йорка, Лондона. Сейчас они не торгуются нигде.

В конце прошлой-начале текущей недели, напоминает экономист, российский рынок акций претерпел беспрецедентное падение, и уже несколько дней он не работает, будучи административно закрытым — акции нельзя ни купить, ни продать.

— В минувшую пятницу российские индексы упали за день на 45%, и это самое крупное дневное падение фондовых рынках во всем мире за все время существования, — добавляет Вадим Иосуб. — Были обвалы во время кризиса 2008 года, был знаменитый обвал США в 1987 году, который вошел в историю как «черная пятница», были обвалы в Великую депрессию 29-го года прошлого века — но это рекордное падение за один день.

После этого торги в России были закрыты на фондовом рынке и не возобновлялись. В первые дни продолжались торги, в частности, на бирже Лондона, где акции Сбербанка упали до 1 цента. Ниже они упасть не могли, потому что технически биржевая инфраструктур не предусматривает ноль или отрицательную величину. Все, кто мог, пытались избавиться от этих акций, и это уже не вопрос денег, а вопрос репутации — лишь бы никто не мог сказать, что у тебя на балансе есть российские акции.

Российские акции исключили из всяких мировых индексов, хотя на сегодня на Западе избавляться от них поздно — разве что, действительно, символически продать по 1 центу. В России тоже нельзя от них избавиться: рынок закрыт. Резюме — нет такого рынка.

— Тем не менее, российский эксперт посоветовал: когда рынок откроется, вкладывать рубль хоть в какие-то акции как в имущество, которое государство не конфискует, чтобы спасти сбережения. В случае с белорусскими рублями — их вкладывать только в трехлитровые банки?

— Сначала хотелось бы конвертировать во что-то более твердое, чем белорусский рубль, а потом складывать в трехлитровые банки. А если не удается конвертировать — расслабиться и получать удовольствие.

…В Европе идет война, беспрецедентная со времен Второй мировой. И то, что граждане стран, принимающих в ней участие или предоставляющих свою территорию для проведения военных операций, теряют сбережения, вплоть до того, что теряют все — это естественный результат. Было бы странно надеяться на акции или еще на какие-то активы.

Простого ответа на вопрос, как сохранить сбережения во время войны, никогда не было — его нет и сейчас, — резюмирует аналитик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(59)