Ильяш: «Тезис о том, что Лукашенко якобы не поддержал Россию в крымском вопросе – миф»
Политический обозреватель Игорь Ильяш – о нашумевших заявлениях Александра Лукашенко и Андрея Савиных по поводу аннексированного Крыма.
– Вчерашние заявления некоторые восприняли чуть ли не как политическую сенсацию. А зря, – пишет Ильяш. – Хоть риторика режима в этом вопросе действительно заметно скорректирована, но сущностно не изменилось абсолютно ничего.
Я много раз повторял (и мы писали об этом в книге), что широко распространенный тезис о том, что Лукашенко якобы не поддержал Россию в крымском вопросе – это миф.
Ну, для начала давайте не забывать: аннексия территории – это не провозглашение независимости. Обязательной формальной процедуры признания или непризнания аннексии просто не существует, ведь с такими территориями не надо устанавливать дипломатические отношения. Да, в Москве, вероятно, хотели, чтобы Лукашенко с самого начала открыто приветствовали аншлюс и однозначно называл Крым русской землей. Но на деле Лукашенко и так всегда поддерживал Путина: в ООН Беларусь регулярно голосовала против резолюций, осуждающих действия РФ в Крыму. В том числе Беларусь оказалась в числе 11 стран, проголосовавших против ключевой крымской резолюции № 68/262 от 27 марта 2014 года, которая подтверждала территориальную целостность Украины и признавала незаконными любые изменения статуса Автономной Республики Крым и города Севастополь. Заметьте: не заняла нейтральную позицию, не воздержалась, а именно проголосовала «против».
Публично Лукашенко всякий раз оправдывал действия Москвы и винил в аннексии самих украинцев – дескать, дали повод для российского вмешательства, а за свою землю при этом не сражались. И признавал, что теперь де-факто Крым принадлежит России. Более того, он изначально открыто заявлял, что намерен сотрудничать с администрацией оккупированного Крыма, в том числе на правительственном уровне.
«Посылаю туда (в Крым) на правительственном уровне делегацию, для того чтобы изучить ситуацию. Аховая ситуация… Я говорю: ну, конечно, надо помогать людям... Что важнее – болтовня или конкретные дела?» – спрашивал Лукашенко российский журналистов на пресс-конференции 17 октября 2014 года.
Про торговлю белорусских предприятий с аннексированным Крымом я даже и говорить не буду...
Давайте суммируем: Лукашенко де-факто признал Крым российским, встал на сторону России в ООН, оправдывал агрессора в публичных выступлениях, а также поддерживал с оккупированной территорией экономические связи на государственном уровне. Если это не является поддержкой Москвы в крымском вопросе, то что тогда является поддержкой?
Собственно говоря, для полной гармонии не хватало самой малости: сказать об этом открытым текстом и лично попроситься в Крым. Ну вот теперь, после того как легенда о равноудаленном нейтралитете перестала монетизироваться, официальный Минск пошел и на этот шаг.
Так что Андрей Савиных вчера сказал абсолютную правду: режим давно считает Крым территорией России, просто это не было «формализовано для российского медийного пространства».
Читайте еще
Избранное