Гуриев: «Проблема в том сейчас, что сберегать особенно тоже не в чем»

Какие глобальные последствия ждут российскую экономику во время войны, повлияют ли санкции на простых россиян и за счет чего будут выплачиваться репарации.

– На третий день войны Америка и Европа ввели санкции против российского Центробанка и стало понятно, что ситуация будет очень сложной, – рассказывает в прямом эфире ютуб-канала Ильи Яшина экономист Сергей Гуриев. – На рынке началась паника и в понедельник после начала войны Центробанк закрыл все рынки и сказал, что у нас будут ограничения и не так просто будет купить доллары. И правда, некоторое время было понятно, что рубль находится под давлением, слабеет и что-то нужно с этим делать.

А потом произошли новые события, которых никто не ожидал – Россия попала под санкции с точки зрения экспорта технологий, – продолжает экономист. – Сталь для производства танков стало нельзя продавать в Россию, микропроцессоры для производства ракет высокой точности – тоже нельзя. Вдруг выяснилось, что западные компании вообще ничего больше не хотят нам продавать, – утверждает Гуриев.

Очевидно, что российская экономика во время войны пострадает намного меньше, чем украинская в первую очередь из-за огромных инфраструктурных разрушений:

– Уничтожено зданий, дорог, заводов уже на более, чем 100 миллиардов долларов, – приводит ужасающие цифры экономист. – Украинский ВВП в этом году сократится минимум на треть, а может быть и на половину. По этим меркам российские потери выглядят не такими большими.

С другой стороны, Украина будет восстанавливаться, а Россия восстанавливаться не будет. Потому что России никто не будет помогать. У России нет своих ресурсов. Украину будет поддерживать весь мир, в том числе и за счет замороженных ресурсов России.

Украина подаст на Россию в суд. Скорее всего, Россия этот суд проиграет. Украина получит право на репарации. Эти репарации будут выплачены, например, за счет замороженных ресурсов, тех самых 300 миллиардов долларов золотовалютных резервов.

Другой вариант – это то, что с каждого барреля российской нефти будут собирать специальный налог на восстановление Украины. Например, такое происходило с Ираком, который напал на Кувейт и после этого 30 лет расплачивался, отчисляя специальную сумму с каждого барреля, экспортируемой нефти в фонд Кувейта. И выплаты закончились только пару лет назад.

Поэтому Украина будет восстанавливаться, а российская экономика будет такой большой Северной Кореей. Образованной, урбанизированной, вестернизированной, но изолированной от мира и постепенно от него отстающей страной. И это не зависит от того, кончится ли война до конца года или до конца лета. Санкции уже введены, и я уверен, что Владимир Путин не примет условий мира, которые удовлетворили бы Украину.

То есть, нельзя себе представить, что Владимир Путин отведет войска на довоенные позиции и согласится выплатить 100 миллиардов долларов репараций.

Так что санкции останутся на месте, эмбарго уже объявлено, и оно будет введено и соответственно российской экономике завидовать не приходится.

Сергей Гуриев также не питает оптимизма по поводу того, как повлияют санкции на жизнь простых россиян и тех из них, кто даже сейчас не чувствует их эффект:

– Надо ожидать, что многие люди, которые думают, что у них есть стабильная работа и стабильный доход, к сожалению, подвергаются риску, – полагает экономист. – Уходят иностранные компании, снижают производства автомобильные производители и их поставщики, соответственно, тоже пострадают.

Может быть так, что, если ты сейчас думаешь, что к тебе импорт не имеет никакого отношения, то это немного, как во время COVID-19. Были перекрыты границы и компании думали «для меня импорт-экспорт не так важен, у меня внутренние поставщики и внутренние покупатели». А потом вдруг выяснилось, что у твоего поставщика поставщик из Китая, а Китай закрыл границу и все.

Тоже самое может произойти, к сожалению, с любым человеком, потому что это большой и страшный кризис и нужно думать об этом в таких терминах.

Что я буду делать, если у меня не будет завтра работы? Каким образом на это нужно сберегать?

Проблема в том сейчас, что сберегать особенно тоже не в чем. Потому что ты кладешь деньги в банк, а потом выясняется, что твои вклады заморожены. Это реальность и все экономисты до начала войны говорили «есть вероятность того, что валютные вклады будет трудно снять». Так и получилось.

Сейчас, наоборот, ситуация улучшилась, но, с другой стороны, эти вклады нельзя перевести в доллары в бумажках, потому что бумажных долларов в России тоже не будет. Ситуация тяжелая, и здесь простых ответов нет, особенно для депутатов, у которых нет заграничных вкладов.

Потому что сейчас многие российские чиновники, друзья чиновников говорят «а можно нам вывезти деньги за границу?». Центральный банк им говорит «можно». И можно уже вывозить не 10, а 50 тысяч, потому что вы наши друзья и для вас это очень важно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(26)