Гуриев: «Каждый день войны подталкивает общественное мнение на Западе и политиков к введению новых санкций»

Что сделать России, чтобы не убить собственную экономику. Спойлер: перестать стрелять.

Фактическая заморозка резервов Центробанка РФ стала самой главной и неожиданной санкцией для российской экономики, отметил профессор экономики Парижского института политических исследований Сергей Гуриев.

Даже золотой запас, говорит эксперт, не спасет в этой ситуации, поскольку имеющееся золото нужно продать за доллары — а никто не будет вести бизнес с Центробанком, пока он находится под американскими санкциями.

Без введения нефтяного эмбарго, добавляет Сергей Гуриев, нет причин полагать, что у России закончатся доллары. Но такая мера, вполне возможно, будет введена.

— Владимир Путин часто говорит европейцам: куда вы денетесь без нашего газа, будете дровами топить? На самом деле, и чиновники ЕС, и эксперты обсуждают сценарий нулевого импорта газа из России на следующую зиму. И это будет очень серьезной проблемой для России.

Безусловно, если Россия начнет переговоры и они будут восприниматься как компромисс, то какие-то санкции будут отменены, — говорит экономист на своем YouTube-канале. —Но мы можем представить себе и сценарий, что Россия захватит дополнительную часть территорию Украины, расширив так называемые ЛНР/ДНР до административных границ Донецкой и Луганской области, в которых они существовали до 2014 года — это само по себе означает, что Россия еще раз нарушила международное право, и санкции отменены не будут.

Какие-то меры могут быть смягчены, просто чтобы Россия перестала стрелять. Но самое главное, нужно понимать, что санкции еще не закончились. Каждый день войны, каждое преступление российских войск подталкивает общественное мнение на Западе и западных политиков к введению новых и новых санкций. Чтобы их не было, России лучше бы перестать стрелять как можно быстрее.

Оценивая перспективы конфискации имущества российских олигархов для передачи его новому демократическому режиму, экономист говорит, что такие прецеденты в мире есть, но в целом этих денег будет не очень много:

— Считается, что из России вывезен триллион долларов. Это много денег. Но большая их часть — не деньги, которые вывезли олигархи и путинские чиновники, а просто деньги, которые потратил российский средний класс, чтобы купить недвижимость или заплатить за образование детей, и эти средства вернуть будет невозможно.

Но в целом вероятность того, что условные «деньги Путина» будут конфискованы и переданы в качестве репараций Украине, или розданы российским пенсионерам — это вполне возможный сценарий.

Но даже если рассматривать оптимистичный вариант развития событий, окончание войны и крах путинского режима, прогнозировать, сколько времени понадобится для восстановления экономики России, очень сложно, подчеркивает эксперт, поскольку спад экономики еще не закончился.

— Люди часто спрашивают: будет ли похоже то, что произойдет в России, на события в Венесуэле? Не думаю. Считаю, что российские чиновники, особенно экономические, гораздо более адекватные люди, чем венесуэльские. И та картина, которую мы сегодня видим — Венесуэла потеряла половину своего ВВП при правлении Николаса Мадуро — вряд ли повторится.

Конечно, в этом году в России будет рецессия. Во втором квартале вполне возможен спад и на 10%, и на 20%, но по итогам года, скорее всего, спад будет на уровне однозначных процентных пунктов. Хотя, повторюсь, предсказывать это очень трудно, мы никогда не были в такой ситуации.

В любом случае, экономику восстанавливать придется долго. Хорошая новость заключается в том, что если Россия станет демократической страной, если с нее снимут санкции, скорее всего, мы увидим что-то вроде плана Маршалла.

Напомню, что в сентябре 2021 года Европарламент написал специальный отчет об отношениях Европы и Росси, где говорится и о том, что сегодня ЕС должен начать думать о будущих отношениях с демократической Россией. Насколько я знаю, дискуссии о плане Маршалла идут. Есть и прецедент — план поддержки экономики свободной Беларуси, где Еврокомиссия, ВМФ, Всемирный банк обсуждали, что нужно делать после демократизации Беларуси.

В отношениях Евросоюза и путинской России, говорит Сергей Гуриев, точка невозврата пройдена — но с постпутинской будут совершенно другие отношения.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(37)