Коронавирус

Татьяна Шкляревская

Год с коронавирусом: слишком много «почему»

Коронавирус пришел в нашу жизнь в марте 2020-го. Нет, конечно, в информационной картине он присутствовал и раньше, но это было где-то там, далеко. А как фактор, непосредственно влияющий на белорусов, ковид проявился именно в начале весны.

Мы и сейчас далеко не все знаем об этой заразе. Но в первые дни, недели, месяцы достоверных сведений о коронавирусе и вовсе было с гулькин нос. Сейчас информации на этот счет несравнимо больше. И теперь, спустя год, можно подводить промежуточные итоги.

Официальная статистика утверждает, что в Беларуси  на 23 марта 2021 года у 312 тысяч 474 пациентов тест на ковид дал положительный результат. Из них, по данным Минздрава, умерло 2175 человек. Эти цифры были бы смешны, когда бы не было так грустно. Но об особенностях отечественных подсчетов поговорим в отдельной статье цикла, а пока взглянем на международную ситуацию.

Всего в мире на сегодняшний день, по данным университета Джонса Хопкинса,  коронавирусом заразились более 123 миллиона человек, из которых 2,71 миллиона скончались. 

В марте 2020-го многие верили в скорое окончание пандемии, не считая ее чем-то из ряда вон выходящим. Знакомые на полном серьезе, покупая билеты в Италию, гадали брать на 9-е или все же перестраховаться и запланировать отпуск на 16-е мая?..

С тех пор минуло 12 месяцев, Италия и ряд других стран в очередной раз усиливают карантинные меры. Казалось, только схлынула вторая волна пандемии, коронавирус вот-вот окончательно сдаст свои позиции. Но – снова подъем. Причем специалисты предупреждают, что третья волна может стать гораздо опаснее двух предыдущих. И тут уж мало кого волнует, что планета устала от локдаунов и наслаивающихся правил безопасности.

Есть, конечно, и те, кто изначально отрицал наличие проблемы, ни под каким соусом не желая признавать опасность коронавируса. Например, 61-летний президент Танзании Джон Магуфули, который неожиданно для многих дал дуба 17 марта. По версии властей, из-за проблем с сердцем, по сведениям оппозиции – из-за ковида.

Одно, впрочем, не исключает другого. Про возможные отложенные последствия коронавируса еще в разгар первой волны рассказывал известный белорусский профессор Николай Полещук. Когда переболевшие  радовались, что хворь позади, знаменитый вирусолог советовал проверить состояние организма через год – как поведут себя почки, сердце, легкие, сосудистая система? Ученый не исключал, что негативные последствия для организма могут проявиться через месяцы, а то и годы. 

Пока же ученым предстоит дать ответы на многие «почему?» Почему при одинаковых вводных одни заболевают и умирают в страданиях, а другим – хоть бы хны. Почему у одних коронавирус выбирает легкие, вызывая пневмонию, другим бьет по сосудам, провоцируя тромбозы и мгновенную смерть, а у третьих развивается лишь аносмия (потеря обоняния – Салідарнасць)? Специалисты предполагают, что где тонко – там и рвется: у каждого свои слабые места, обусловленные образом жизни, наследственностью и набором генов, конфигурация которых позволяет либо тяжело заболеть, либо подавить у себя коронавирус в зародыше.

Уставшие от запретов обыватели бьют в набат, не понимая: что, за год лучшие ученые и практики планеты не смогли разобраться с напастью? Неужели за 12 месяцев так сложно изобрести действенную  вакцину или еще какую спасительную таблетку, когда все мировые ресурсы брошены на поиски решения?

Представители Всемирной организации здравоохранения поясняют, что год – слишком маленькая отметка на историческом горизонте. Пока неясно, какая из создаваемых вакцин наиболее действенна и каковы могут быть отдаленные последствия от их применения?

По заявлению генерального секретаря ООН, 75% всех вакцинаций, сделанных населению, приходится на 10 стран. В 130 государствах люди пока не получили ни одной дозы вакцины от коронавируса.

Пока же, в ожидании выработки коллективного иммунитета, остается следовать набившим оскомину правилам: поскольку любой вирус передается при контакте от человека к человеку, важно неукоснительно соблюдать максимальные меры гигиены и дистанцирования. И надеяться на лучшее.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(34)