Общество

Марк Дзюба

Глава «Мемориала»: Что стало главной неожиданностью для Кремля в войне против Украины

24 мая в Вильнюсе с открытой лекцией выступил Ян Рачинский, глава закрытого в России историко-просветительского общества «Мемориал», которое стало лауреатом Нобелевской премии мира-2022. Среди прочего он ответил на вопрос «Салідарнасці» о репрессиях в Беларуси.

Ян Рачинский отметил, что одна из основных задач «Мемориала» – восстановление исторической памяти о государственном терроре. А историческая память помогает людям ощущать себя сплоченными, ощущать себя народом и меньше ориентироваться на власть.

Глава «Мемориала» обратил внимание, что в России пережили 70 лет непрерывного террора, тогда как в Литве его было на 25 лет меньше.

Ян Рачинский – в центре с книгой

– К началу перестройки в СССР тем, кто помнил время до 1917 года, в России было уже далеко за 80 лет. Эти люди могли быть во вполне здравом уме, но не могли влиять на общественные процессы. А в странах Балтии люди, которые помнили, как было до советской власти, были во вполне активном возрасте. К тому же в странах Балтии сопротивление продолжалось до середины 1950-х. Разрыв между историческими эпохами не был таким трагическим и абсолютным, – объяснил влияние прошлого на современность Ян Рачинский.

Он также обратил внимание, что «и в Украине память была жива», т.к. Западная Украина была под советской властью на четверть века меньше, чем Россия.

– Возможно, это оказалось решающим для различия в путях России и Украины, – эти слова правозащитника вполне можно отнести и к Беларуси.

Вывод Яна Рачинского: «Дело не в характере народа. Дело в продолжительности тотального прессинга».

Говоря о войне России против Украины, глава «Мемориала» отметил:

– Для Кремля главной неожиданностью стала готовность мирового сообщества отстаивать ценности, несмотря на экономические потери. Потому что на протяжении предшествующих лет мировое сообщество вовсе не демонстрировало такой решительной приверженности ценностям. Можно вспомнить и войну в Чечне, по поводу которой мировое сообщество высказывалось очень невнятно…

А поворотным моментом считаю возвращение российской делегации в ПАСЕ (это произошло в 2019 году – С.), несмотря на то, что Россия не выполнила ни одного из поставленных условий. Это было воспринято Кремлем как карт-бланш на любые действия в дальнейшем. И укрепило его уверенность в том, что нефть и газ решат любые проблемы. Эта уверенность нынче поколеблена, но, к сожалению, слишком дорогой ценой.

Журналист «Салідарнасці» поинтересовался у Яна Рачинского: как он объясняет то, что в Беларуси небольшая часть общества оказалась готова настолько беспощадно репрессировать своих сограждан?

– Я думаю, это вопрос самочувствия властей. Думаю, белорусские власти совсем не уверены в завтрашнем дне, – сказал правозащитник. – Но мне кажется, что у Беларуси неплохие шансы в будущем. Мне удалось немножко пообщаться с белорусской оппозицией. Мне кажется она гораздо более едина и солидарна, чем российская.

Вряд ли режим Лукашенко будет существовать десятилетия. Думаю, и в годах ему отпущено немного. Надеюсь, после этого трансформация в Беларуси произойдет быстро и успешно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(51)