Филин

Валерия Перепелкина

Гашинский: «Минюст планово просеивает адвокатов через свое идеологическое сито»

Юрист в интервью «Филину» — о перспективах независимой адвокатуры в Беларуси.

Из-за защиты неугодных режиму клиентов десятки белорусских адвокатов уже лишились лицензий. И их количество постоянно растет. Лаевский, Зикрацкий, Мочалов, Кирилюк, Пыльченко, Казак — список можно продолжать еще долго. Все они, по сути, лишены права на работу в своей стране.

Адвокат Антон Гашинский, который защищал Софью Сапегу, Виталия Шклярова, Андрея Александрова, и тоже был лишен лицензии, обсудил с Филином ситуацию с независимыми юристами в стране.

Антон Гашинский. Фото: Виктория Одиссонова, «Новая газета»

— Минюст абсолютно планово и равномерно просеивает адвокатов через свое так называемое «идеологическое» сито. Кто не попал в эти рамки — вылетают из профессии. Остаются, в основном, те, кто готов поступиться своими идеалами и принципами.

Но Минюст, кроме того, что умеет лишать лицензии, также умеет и раздавать их. Новые адвокаты сегодня — это, как правило, бывшие силовики, которые приходят в систему и для которых действует упрощенная процедура приема. Свято место пусто не бывает: на место одного выбывшего адвоката придет два или три бывших следователя, которые захотели поработать по другую сторону баррикад.

Вопрос с адвокатурой в Беларуси очень проблематичный. Я вижу прямую угрозу для ее независимости, когда министерство юстиции принимает решение, кому быть адвокатом, а кому — нет. Когда Минюст принимает решение, кто будет председателем коллегии, а кто не будет. И когда это ведомство вносит законопроект в Палату представителей без какого-либо общественного обсуждения, а те, в свою очередь, его принимают, уничтожая тем самым частную адвокатуру.

Все с чистого листа — back in the USSR.

Есть практика, когда многие действующие адвокаты отказываются работать по политических делам под любым формальным предлогом. Это плохо: адвокат должен быть вне политики. Ему должно быть без разницы, «экстремист» перед ним или нет.

Задача настоящего адвоката — осуществить профессиональную помощь в реализации всех прав клиента.

Это все неприемлемо и свидетельствует о том, что независимость адвокатуры от органов власти нивелирована до очень низкого значения.

— Чем вы занялись после лишения лицензии?

— Я решил не бросать юридическую стезю. Получил статус адвоката РФ, планирую получить статус адвоката в Украине и дальше двигаться на Евросоюз — стать международным уголовным адвокатом.

Хочу помогать нашим гражданам за границей, потому что много будет экстрадиционных и уголовных дел, много запросов уходит в Интерпол. Нужно работать над исключением их из розыска, чтобы те могли свободно перемещаться по миру.

— К слову об экстрадициях. ЕСПЧ в очередной раз обязал Россию не выдавать гражданина Беларуси, однако Москва снова пренебрегла этим решением. Почему так происходит?

— Тут сложная ситуация. РФ присоединилась к европейской конвенции по правам человека (в отличие от Беларуси). Поэтому решение ЕСПЧ носит для России обязательный характер. Но только если оно окончательное.

Решение Европейского суда по правам человека касательно гражданина Беларуси звучит так: пока не будет рассмотрена жалоба, просим не выдавать человека или приостановить его выдачу.

И оно как раз промежуточное, поэтому Россия поступает таким образом. Она все равно производит выдачу, а вы, «пожалуйста, обжалуйте решение, это ваше право». А за это время с человеком происходит много всего интересного. Эта история касается в первую очередь наших граждан, задержанных по политическим причинам.

— В Беларуси людей продолжать судить за участие в мирных протестах, подписки на телеграм-каналы, сборы подписей и комментарии в соцсетях. Кому и как защищать политических заключенных в сложившихся условиях?

— Несмотря на давление, граждане Беларуси могут получать юридическую помощь. Многие наши бывшие адвокаты продолжают консультировать по политически мотивированным делам. А лишить статуса адвоката лицо без такого статуса просто нельзя.

Они просто продолжают работать, используя накопленный опыт и знания, но без возможности посещать суды, Следственный комитет и СИЗО. Наверняка будут созданы бесплатные инициативы для помощи белорусам, осуществляющие координацию работы с адвокатами.

Бесплатная юридическая помощь не нарушает белорусское законодательство: адвокатскую деятельность нельзя отнести к незаконной предпринимательской. Поэтому такие инициативы не будут препятствием для оказания юридической помощи.