Филин

Сергей Василевский

Фридман: Никто не сомневается в готовности российского военного и политического руководства отдать такой приказ

Политический обозреватель, историк Александр Фридман рассказал Филину о том, какой будет реакция Запада на возможное применение химического оружия в Мариуполе.

Официального подтверждения факта химической атаки в Мариуполе пока нет. Тем не менее, инциденту предшествовало заявление представителя так называемой «ДНР» Эдуарда Басурина, который предлагал задействовать против украинских военных «химические войска».

Если информация найдет подтверждение, что это изменит в текущей ситуации? О чем говорит реакция Запада?

— Да, мы пока не знаем, было применено химическое оружие или нет. Есть сообщение со стороны полка «Азов», и украинская сторона проверяет его.

В западной прессе эта новость обсуждается очень активно. Хоть на Западе она никого не удивила, так как западная публика к такой новости была готова. О возможности применения химического оружия говорят довольно давно.

И никто не сомневается в готовности российского военного и политического руководства отдать такой приказ. Тем более, что было упомянутое вами заявление Басурина — это открытая угроза применения химического оружия.

И сейчас возникают вопросы. Это действительно правда? И что делать в случае, если все подтвердится? Со стороны НАТО и отдельных стран, которые входят в альянс, США и Великобритании, много раз подчеркивалось, что применение химического оружия станет своего рода изменением ситуации, то, что они называют термином «game-changer».

Правда, там никто ни разу не говорил, до какой степени будет изменена ситуация и что в таком случае должно произойти. В заявлении британской стороны также пока нет конкретики.

Вступление в войну НАТО на стороне Украины по-прежнему исключается. Если факт применения химического оружия подтвердится, возможно, они более активно будут поставлять вооружение.

Это не касается Великобритании и США, которые и так активно поставляют оружие, речь о других европейских партнерах, например, Германии.

Здесь нужно говорить не только о химическом оружии. Я бы обратил внимание на визит канцлера Австрии Карла Нехаммера, о котором появляются все новые и новые подробности. То, как себя вел на встрече Владимир Путин, как он реагировал на вопросы о Буче, в принципе, не удивляет любого человека, который следит за российской политикой и пропагандой.

Но Нехаммера, судя по всему, это открытое отрицание Бучи, отказ от проведения расследования, шокировало. По крайней мере, об этом можно судить по его высказываниям в прессе. И это пойдет дальше, что может повлиять на ужесточение санкций со стороны ЕС.

Я не думаю, что они сейчас могут дойти до вопросов поставок газа, но до поставок нефти на этой недели могут добраться — если подтвердится информация по Мариуполю, плюс — впечатления австрийского канцлера, и продолжение эскалации. 

Сделать это будет непросто, так как Венгрия, как я понимаю, продолжает выступать против этих санкций.

Если кратко суммировать: возможные ответы — ужесточение санкций, увеличение поставок оружия.

— На днях ВВС опубликовала свидетельства западных разведок о том, как они попытались предотвратить войну с помощью слива разведданных о действиях России. Им это не особо удалось в том числе и потому, что авторитет разведок был подорван историей в Ираке, куда США вторглись в 2003 году после неподтвержденных данных о создании химоружия.  

Может ли та иракская история наложить свой отпечаток на сегодняшнюю украинскую историю?

— Если мы говорим о восприятии, то я бы меньше ставил на опыт Ирака. Скорее всего дело в нежелании верить в такой ужасный сценарий. Все-таки Ирак — это очень далеко для многих европейцев. А Украина — это Европа.

Я очень внимательно следил за реакциями на эти публикации. Описанные в них сценарии оказались правдоподобными, потому что многое из того, что там было рассказано, оно Россией и реализуется. Но в такие ужасы верить не хочется.

Кроме того, предотвратить эту войну шансов практически не было. Возьмем сегодняшние слова Путина о том, что столкновение с «антироссийскими» силами в Украине было лишь вопросом времени. Решение о том, что эта война действительно произойдет, в России было принято. Эти публикации должны были мобилизовать общественность и отрезвить Россию.

Но, видимо, отрезвить российское руководство было совершенно невозможно.

Проблема гораздо более глубокая. Эти публикации появились еще до войны, но многие не захотели принимать услышанное близко к сердцу.

А сейчас война уже идет, становится все ужаснее и ужаснее, но по-прежнему и среди публицистов, и среди экспертов, в том числе военных, хватает людей, которые потаенно надеются на то, что все ограничится Украиной, что эта волна не расползется дальше.

Это очень наивная точка зрения, потому что, если мы посмотрим динамику развития конфликта и все заявления российского руководства, совершенно непонятно, что должно заставить Москву в случае военного успеха остановиться. Никаких тормозов там уже нет.

И еще один важный момент. Сегодня в Киев направилась немецкая делегация. Это не Шольц и не представители правительства, но это члены коалиционных фракций Бундестага, депутаты, которые возглавляют профильные комитеты по европейским, международным и военным отношениям.

У них будут встречи, они могут посетить Бучу или Бородянку. И вот это столкновение с реальностью может повлиять на то, что Германия пойдет на более серьезные шаги.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(24)