Политика

Дмитрий Косач

«Если Россия проиграет войну, то режиму Лукашенко, вероятно, наступит конец»

«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Референдум» – о последствиях четвертого всенародного голосования для судьбы Беларуси. В четырех вопросах и ответах.

Как изменились смысл и содержание конституционной реформы в ходе подготовки к референдуму?

Александр Лукашенко говорил о будущем изменении Конституции еще до августа 2020 года, но явный курс на подготовку к референдуму был взят после начала массовых протестов в стране.

Активно конституционную реформу в Беларуси поддерживала Россия, которая таким образом преследовала две цели, сказал «Салідарнасці» глава Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов.

– Во-первых, это была попытка погасить внутриполитический кризис и уличные протесты. Белорусское общество хотели успокоить идеей, что транзит власти можно осуществить с помощью конституционной реформы. Во-вторых, Кремль преследовал цель ограничить политическое влияние Лукашенко и в перспективе заменить его на более лояльную фигуру. России было важно разбалансировать власть белорусского диктатора, усилить его зависимость от Москвы, – полагает Усов.

Директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич в комментарии «Салідарнасці» обратил внимание на то, как изменилось содержание конституционной реформы в ходе подготовки к референдуму.

– В атмосфере августа 2020 года конституционная реформа выглядела альтернативой уличным протестам. Первые варианты Конституции были не то что либеральными, но снижали уровень контроля президента над политическими процессами в стране, делали полномочия разных ветвей власти более сбалансированными. Но итоговый вариант, оформленный в конце 2021 года, наоборот оказался механизмом еще большего контроля над обществом. Лукашенко получил дополнительные инструменты, как остаться у власти. Даже если ему придется оставить пост президента – он сможет возглавить «Всебелорусское народное собрание» (ВНС), – отметил Казакевич.

На самом финальном этапе подготовки к референдуму, он получил в глазах России новое совершенно неожиданное значение, считает Усов.

– Очень трудно сказать, когда Москва приняла решение о военных действиях против Украины. Возможно, продавливание Лукашенко по интеграционным проектам оказалось настолько успешным, что это развязало Кремлю руки для агрессии в отношении Украины. А референдум мог быть использован им как отвлекающий маневр. Пока общество и оппозиция ожидали, что таким образом Москва принудит Лукашенко уйти в отставку с поста президента, в страну были введены российские войска, – сказал Усов.

Как Лукашенко хочет использовать новый орган власти в виде ВНС?

– По итогу суть основных изменений в Конституции заключается в том, чтобы забрать полномочия у разных ветвей власти – прежде всего, у президента и парламента – и отдать их новому органу власти в виде ВНС, – сказал Казакевич. – Например, у президента забрали полномочия по изданию декретов и указов, полномочия по назначению членов Центризбиркома и судей, а у парламента забрали возможность инициировать импичмент. ВНС получил контроль над избирательным процессом и над судебной властью.

Другие изменения в Конституцию имеют периферийный характер, считает эксперт.

– ВНС – новый, никому не подконтрольный орган власти. Его состав не будет избираться гражданами, но при этом он будет иметь очень большие полномочия, – подчеркнул Казакевич.

Почему в новой Конституции не прописали порядок формирования и работы ВНС, а решили сделать это после отдельным законом?

– Потому что к моменту референдума у Лукашенко не сложилось представления, как это нужно сделать. В прошлом году были большие дискуссии по этому поводу, но, наверное, у Лукашенко так и не появилось уверенности, что он сможет контролировать новый орган – скажем, если он будет избираться из депутатов местных советов. Соответственно взята пауза, чтобы придумать такую схему, которая позволила бы Лукашенко фактически назначать весь состав ВНС. Чтобы даже когда он перестанет быть президентом, у него было влияние на то, как будут назначаться члены ВНС. Это действительно достаточно сложно придумать, – считает Казакевич.

При этом чиновники и пропагандисты называют ВНС новым «органом народовластия», что является откровенной манипуляцией.

– Основа народовластия – прямые выборы, в крайнем случае косвенные – руководителя избирают те, кто был первоначально избран народом. А по тем дискуссиям, которые есть во власти насчет формирования ВНС, видно, что значительное представительство в новом органе будут иметь подконтрольные властям общественные объединения и политические партии. Наверное, могут быть даже представители трудовых коллективов. Это дает большое пространство для манипуляций. В реальности ожидаются назначения в ВНС по квотам, – отмети Казакевич.

В этом суть нового органа власти – не зависеть от волеизъявления граждан и минимизировать их возможности по изменению ситуации в стране. Если в будущем возникнет ситуация, когда власть проиграет выборы, ВНС будет иметь возможность результаты голосования отменить. Либо парализовать работу новоизбранных парламента или президента.

Андрей Казакевич

По мнению эксперта, в ближайшей перспективе Лукашенко планирует занимать одновременно два поста – президента и председателя ВНС. Новая Конституция дала такое исключительное право только ему.

– Если первоначально конституционная реформа задумывалась для децентрализации власти и равного распределения полномочий между разными ветвями власти, то по факту получается обратное – еще большая концентрация полномочий в руках одного человека, – подчеркнул Казакевич.  

Будет ли Россия настаивать на транзите власти в Беларуси, как планировала ранее?

После проведения референдума Путин при личной встрече с Лукашенко сказал:

– Хотел бы вас поздравить с успешным проведением референдума, результатом которого является внесение поправок в конституцию. Я знаю, что явка очень большая, и поддержка граждан Беларуси тоже очень солидная.

О чем могут свидетельствовать эти слова, и будет ли Россия добиваться транзита власти в Беларуси?

– До войны с Украиной у Кремля была одна позиция по отношению к Лукашенко, но сегодня она совершенно другая. О перспективах его ухода пока забыто. Теперь для России имеет значение только безусловная поддержка со стороны Беларуси ее действий и войск, предоставление плацдарма для нанесения ударов по Украине, превращение нашей страны в ресурсную базу для обеспечения потребностей внутри РФ – в виде продуктов первой необходимости для крупных городов. Механизм замены Лукашенко остается – в случае его гибели, власть перейдет к Совбезу, техническую задачу управления страной начнет выполнять генерал российского происхождения Вольфович, – считает Усов.

Казакевич также придерживается мнения, что сегодня Лукашенко – очень удобный партнер для Москвы.

– Вряд ли для России, воюющей с Украиной, может быть лучший вариант. В ситуации внутриполитического кризиса Лукашенко некуда деваться, поэтому он оказывает Москве полную поддержку. У России хватает механизмов влияния на него. Проведение конституционной реформы в Беларуси, которая задумывалась в совершенно иной ситуации, сегодня для Кремля уходит на второй план. Для Москвы достаточно того, что рычаги власти находятся в руках Лукашенко, и в целом он контролирует общество (неважно какими средствами), – сказал Казакевич.

Поздравление Путина с проведением референдума звучало искренне: претензий по внутриполитической ситуации в Беларуси он не имеет. Наверное, в ближайшее время вопрос о транзите власти ставиться не будет.

Андрей Казакевич

Что будет с Лукашенко после 2025 года?

В прошлом правитель много раз обещал, что нынешний президентский срок для него – последний. Но теперь на эту тему молчит. Новая Конституция дает ему право и возглавлять ВНС, и идти на новые президентские выборы, запланированные на 2025 год.

– Власти рассчитывали, что в ближайшие два года (с момента референдума и до выборов в парламент и местные советы в 2024-м) они смогут спокойно переформатировать политическую систему. Протесты подавлены. Установлен контроль над обществом. Но теперь все эти надежды перечеркнуты. И будущее Лукашенко очень сильно зависит от того, как будет развиваться война в Украине. Особенно если Россия потерпит военное или политическое поражение, и если в РФ начнет меняться внутриполитическая ситуация, – считает Казакевич. – Основная задача Лукашенко сегодня – сохранить свою власть хотя бы до 2025-го. Дальше он вряд ли заглядывает.

Усов полагает, что любые долгосрочные прогнозы в нынешней ситуации не представляются возможными.

– Никто точно не скажет сейчас, что будет через месяц, не говоря уже о 2025-м. В обстоятельствах войны ситуация меняется очень быстро. Конституция становится ничего не значащей бумагой.

Белорусский режим находится в состоянии неопределенности. Если Россия проиграет войну в Украине, то режиму Лукашенко, вероятно, наступит конец.

Павел Усов

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(99)