Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 83. «Щоб не плакать, ми сміялись», или Я буду жить

Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая двенадцатый месяц вторжения российских войск.

Есть такая народная пословица: «Щоб не плакать, ми сміялись». И речь в ней не об иррациональности или нелепости. Речь в ней о внутренней силе и оптимизме.

Как-то в своей публичной лекции украинская писательница Оксана Забужко поднимала тему оптимизма украинской истории, как автентичного национального явления. Главная идея – сколько бы раз на протяжении столетий истории нас не убивали, мы все равно каждый раз будем возрождаться.

Один из тезисов лекции затрагивал тему Холокоста и некой параллели еврейского и украинского геноцидов. Так, писательница рассказывает историю про то, как в 2010 году одна австралийская художница еврейского происхождения взяла своего 89-летнего папу, который пережил концлагерь, троих своих детей и поехала с ними в Аушвиц, а также в еще несколько бывших концлагерей. Все вместе они станцевали там под песню Глории Гейнор «I will survive» (Я выживу).

Она акцентирует на том, что это может вызывать разные чувства в зависимости от оптики. Но это радость выжившего в немецком концлагере еврея, который своей династией показывает – я живу, у меня есть внуки, вы меня не уничтожили.

Дальше Забужко говорит, что может с ним отождествиться несмотря на то, что украинский геноцид имел иной вид, не биологический, а ментальный. Размножаться биологически можно было, но нельзя было оставаться украинцем, нужно было раствориться, подчиниться аннигиляции.

– Так вот каждый раз, когда я вижу, как трибуны украинских болельщиков, одетых в цвета украинского флага, на стадионе поют гимн Украины, я вспоминаю тех людей, которые придумали этот гимн тогда, когда никто не мог в это поверить… Я восхищаюсь и говорю убийцам, как тот 89-летний дедушка: I will survive! – резюмирует Забужко.

История пишется судьбами людей. И насколько она будет оптимистична зависит также от людей. Прочувствовать украинский оптимизм можно в госпиталях, где проходят лечение и реабилитацию как военные, так и те, кто пострадал от российской агрессии. Там фраза «Я буду жить» действует также, как и медицинская помощь.

– Мама расстроилась, что мне ампутировали обе ноги. А я нет. Наоборот, говорил врачам, чтобы они быстрее их отрезали и я смог готовиться к протезированию. Я же в два раз быстрее буду! Сейчас такие протезы делают! Обязательно пробегу марафон! – всего лишь одна из тысяч историй тех, кто из-за войны лишился конечностей.

Когда ты берешь в руки оружие и идешь на фронт, то понимаешь, что рано или поздно придет момент, после которого нужна будет медицинская помощь. Ты понимаешь, что можешь потерять конечности в битве, на поле боя.

Когда ты мирный житель, то сложно подготовиться или настроить себя на то, что в какой-то момент прилетит ракета и цена твоего спасения будет разрушенный дом и ампутация руки.

Когда ты ребенок, то в принципе невозможно понять, почему окружающий мир приносит страдания и почему больше нет ручек и ножек…

К счастью, мы живем в такое время, когда инвалидность можно исправить. И уже есть сотни счастливых историй тех, кто несмотря на увечья из-за войны не просто не сдался, а стал намного сильнее.

Протезирование в Украине бесплатно и осуществляется за счет государства. На протяжение восьми лет в девяти городах Украины работают реабилитационные центры протезирования. Также в 2022 году во Львове был создан специальный центр по реабилитации и изготовлению протезов «Незламні». В нем занимаются взрослым и детским протезированием.

Там не только готовят новых специалистов, предоставляют лечение пациентам, но и разрабатывают свои технологии умного протезирования. Так, например украинская компания Esper Bionics недавно представила свою разработку – протез бионической руки с электрическими датчиками, что распознает импульсы мышц.

Современный протез – это не про эстетику. Его ставят не для того, чтобы выглядеть как все. Его ставят, чтобы полноценно жить.

Возможно, мы замедлимся немного в марафоне победы, но не остановимся. И даже с протезами мы все равно будем петь «I will survive!»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(13)