Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 109. «Когда-то зверю удалось спрятать волчью натуру под шкуру овечки»

Про три тоталитарные чумы человечества и лекарство от них. Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабной российско-украинской войны.

Фото автора

8 мая Украина вместе со всем цивилизованным миром отмечала День памяти и победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов. Не день памяти и примирения, как было раньше, до 2023 года, а памяти и победы, как акцентировал президент Украины. Также его инициатива – отмечать 9 мая День Европы.

Украинцы как никто знают, что примирение – это еще далеко не окончание войны. И заигрывание в толерантность со зверем не гарантирует безопасности. Примириться со злом невозможно. Его нужно лишь уничтожить, победить. Тем более, когда оно цинично надевает маску жертвы.

Когда-то ему удалось спрятать волчью натуру под шкуру овечки. Тогда человечество закрыло глаза на часть пакта Риббентропа-Молотова под грифом «совершенно секретно», в которой нацистская Германия и советская Россия делили между собой сферы влияния и земли чужих народов.

Волчий оскал стал снова виден после того, как на украинский лозунг «Ніколи знову!» Россия отвечала: «Можем повторить!»    

Недавно Верховный совет Украины утвердил народный термин «рашизм» как официальное название авторитарного российского режима, который начал полномасштабное вторжение на суверенную территорию Украины 24 февраля 2022 года. Именно слово рашизм будет вскоре звучать в зале трибунала, который справедливее всего было бы провести на руинах Мариуполя.

Фашизм, нацизм, а теперь и рашизм – три тоталитарные чумы человечества. К сожалению, лекарство от них – демократия – достается слишком высокой ценой. Поэтому, победа – это не фанатичное ликование, кураж вседозволенности и ухмылки с выражением доминирования, а праведная скорбь, дань памяти погибшим в уважительной тишине и осознание уплаченной цены бесценных человеческих жизней.

Когда я училась в школе (это каденции Кучмы, Ющенко и Януковича), то 9 мая было продиктовано стилистикой Кремля. Каждый год перед парадом в центре города классная руководительница раздавала всем георгиевские ленточки, которые нужно было прикрепить на пиджак школьной формы, а когда проезжала колонна техники и шли ветераны на параде, то педагог, что отвечала за организацию праздников, строго следила, чтобы школьники улыбались и кричали им «Ура» и «Поздравляем».

После парада, как правило, гуляние перемещалось в городские парки, где стояла полевая кухня и варили солдатскую кашу. Там звучала громкая музыка, а берега реки были застланы покрывалами для пикника. Для многих 9 мая было днем хорошего отдыха на природе с шашлыком и салатами.

И это как-то вызывало когнитивный диссонанс с тем, когда к нам в класс приходил приглашенный ветеран и рассказывал фрагменты своей солдатской жизни. В конце монолога он смахивал слезу трясущейся рукой и говорил: «Война – это страшно. Не дай Бог вам такое пережить».

Мои бабушка с дедушкой никогда не праздновали этот день. Это были тихие воспоминания о страшной трагедии, семейные истории как мой прадед спасал из переполненного поезда бабушкину сестру, которую немцы собирались вывезти на работы в Германию, про то, как сдали свои же, про голод первых послевоенных лет и про то, что делали с инвалидами войны, чтобы они «не портили» праздничный образ.

Школьная программа по истории с редакторскими правками Кремля, что все еще дотягивались и в независимую Украину, сделала все, чтобы в моем понимании (наверное, до класса восьмого) в мире было две абсолютно разные войны. Одна – Великая отечественная. Другая – Вторая мировая. После я себя чувствовала обманутой. Зачем придумывать культ победы на человеческом горе, да еще и присваивать себе заслуги других народов?

В сознательном возрасте на этот вопрос дали ответ книги: «Гитлер и Сталин», «Холокост» и «За кулисами войны» Лоренса Риса, «И случилась тьма» Дэвида Маккини.

В официальных документах в Украине термин «Вторая мировая война» появится только лишь в 2015 году. Через 70 лет! Это почти столетие.

В 2015 году Украина также впервые пыталась отмечать день капитуляции нацистского режима вместе с большей частью континента – 8 мая. Тогда я училась на пятом курсе университета.

Я помню, как преподаватели предупреждали студентов, что есть большая угроза провокаций со стороны «титушек». Этот пророссийский маргинальный элемент все еще пытался быть сферой влияния, осмелев после аннексии Россией Крыма и Донбасса.

В 2023 году в Кривом Роге, как и по всей подконтрольной Украине территории, 8 мая – День памяти и победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов. В моем родном городе наконец-то нет продиктованного Кремлем победоносного шабаша. А есть осознание трагедии человечества, которая унесла от 50 до 80 миллионов человеческих жизней, и дань памяти о них.

Наконец-то в 2023 году, почти через 80 лет, возле вечного огня и стелы солдату на братской могиле на возложенных цветах нет георгиевских ленточек, а есть атласная лента в цветах флага Украины – синее мирное небо и колоски пшеницы на разминированных полях.

«Ніколи знову!» 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(20)